
Современный рынок нефти деформирован финансовыми спекуляциями, из-за чего цены потеряли связь с реальностью, утверждает глава «Роснефти» Игорь Сечин в статье для Financial Times.
Нынешний кризис нефтяных цен часто сравнивают с кризисом середины 1980-х, когда нефть подешевела почти на 70% и держалась на низких уровнях больше десяти лет, но сегодняшний рынок и близко не напоминает тогдашний дисбаланс.
По сравнению с переизбытком нефти 30 лет, назад сегодняшние излишки – это просто «рябь на воде». Между тем мир сейчас «испытывает нефтяную жажду», подчеркивает Сечин, ссылаясь на аналитиков, предсказывающих 10%-й рост потребления нефти к 2020 году. Баланс спроса и предложения восстановится в течение года... В этих условиях можно ожидать, что нефтяные котировки взлетят до $90–110 и даже выше, рассуждает Сечин.
Современный рынок движут финансовые спекуляции, которые «перевешивают естественные факторы спроса и предложения». «Финансовые рынки склонны к производству экономических пузырей, а эти пузыри нередко лопаются», – пишет Сечин...
В США уже больше 40 лет действует мораторий на экспорт сырой нефти, из-за чего американские НПЗ пользуются «несправедливым преимуществом» перед европейскими нефтепереработчиками. Свободный рынок искажают и экономические санкции по внешнеполитическим мотивам (в частности, санкции против Ирана и санкции против России, которые, по словам Сечина, «подвергают опасности энергоснабжение Европы»). В результате общая картина становится «настолько гротескной», пишет Сечин, что резонно задаться вопросом – а является ли это «рынком» вообще? «Есть подобие рынка: покупатели, продавцы и цены. Но все они разыгрывают спектакль», – добавляет он.
ОТСЮДА