May 2025

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Секретно

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
при СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

тов. АНДРОПОВУ Ю. В.

В соответствии с поручением я в течение последних четырех дней занимался вопросами, связанными с выдворением из СССР БУКОВСКОГО В. К. Официальный рапорт по данному вопросу мною будет представлен. В настоящей записке хотел бы осветить некоторые моменты из поведения людей, которые именуют себя «диссидентами».

Сотрудникам 5 Управления пришлось иметь встречи и разговоры с рядом лиц, связанных с БУКОВСКИМ, в том числе его матерью, сестрой, а также представителями так называемых диссидентов: БАХМИНЫМ, ЛАШКОВОЙ, Ириной ЯКИР, Натальей ФЕДОРОВОЙ и другими. Все эти встречи проходили в обстановке недоброжелательной, нервозной, с подчеркнутым намерением с их стороны вызвать скандал,спровоцировать сотрудников КГБ на недозволенные действия.

Временами отдельные из них, особенно мать БУКОВСКОГО, прикрывали свою озлобленность заявлениями о том, что они не хотели бы расставаться со страной, в которой выросли. Мать заявила даже, что она является жертвой сложившихся обстоятельств, и, как ни странно, пыталась благодарить сотрудников КГБ за оказываемое содействие в выезде.

Нет смысла приводить детали всех этих бесед. Однако небезынтересно одно обстоятельство. Во всех случаях было совершенно очевидно полное безразличие их к судьбе самого БУКОВСКОГО. Они использовали его имя только для провокаций, по сути не испытывая к нему никаких чувств, даже родственных. Ни мать, ни сестра, никто иной за период почти четырехдневного общения не поинтересовался, где находится БУКОВСКИЙ, как он себя чувствует, ни у кого не появилось желания что-нибудь передать ему через нас. Мать беспокоилась только о том, где и как она его переоденет. Но, как выяснилось, и это нужно было лишь в провокационных целях (повод «пошуметь»). Когда БУКОВСКАЯ получила такую возможность, то выяснилось, что она никаких вещей для сына не подготовила. Встретившись в самолете, БУКОВСКАЯ передала привет сыну от САХАРОВА, ГРИГОРЕНКО и других, передавала всякие сплетни, но так и не справилась о его самочувствии.

Небезызвестная БОННЭР, до этого неоднократно заявлявшая о своей близости и любви к БУКОВСКОМУ и превозносившая его как «политического деятеля», узнав о предстоящем выдворении, заявила, что БУКОВСКИЙ — это дрянь и никакого интереса ни для кого не представляет и что вместо него следовало бы отправить КОВАЛЕВА. При этом она заметила, что БУКОВСКИЙ — это никакая не личность, а малообразованный, никому не нужный человек.

Как известно, вылет БУКОВСКОГО происходил с военного аэродрома в Чкаловской. В связи с этим никто из провожавших семью БУКОВСКОГО на аэродром допущен не был. Приехавшие туда вместе с матерью и сестрой 5 человек провожавших заявили, что они не отпустят БУКОВСКИХ до того, как убедятся, что они улетают вместе с Владимиром БУКОВСКИМ. Мать и сестра лепетали даже по поводу того, что они вообще в связи с этим не улетят. Мы разрешили сопровождать их до трапа самолета одному из присутствующих с тем, чтобы не применять силу в отношении женщин. Как ни странно, таким человеком оказалась Ирина ЯКИР, хотя можно было бы с полным основанием ожидать, что это будет отец больного 12-летнего сына сестры БУКОВСКОГО (они в разводе).

Как только стало ясно, что повода для провокации нет, БУКОВСКИЕ и ЯКИР отделились от группы и пошли для оформления пограничных формальностей, а остальные, быстро повернувшись, направились
в сторону от аэродрома. И только отойдя шагов на 20, одна из уходивших вдруг сообразила, что надо попрощаться с БУКОВСКИМИ. Возвратившись, они довольно холодно совершили этот обряд и сразу же разошлись. Так называемая «свидетельница» Ирина ЯКИР, находившаяся у трапа в то время, когда БУКОВСКИЙ был выведен из самолета с тем, чтобы подтвердить матери его присутствие в самолете, даже не посмотрела в сторону БУКОВСКОГО. Не успела мать БУКОВСКОГО сделать несколько шагов по трапу, как та уже побежала к ожидавшему ее микроавтобусу.

Всех поразило еще одно обстоятельство. Сестра БУКОВСКОГО потребовала своего выезда вместе с ним и решила забрать с собой своего 12 летнего сына. Сын в это время находился в онкологическом центре, где ему за два дня до вылета была сделана пункция в область сердца, в свя зи с чем накануне выезда у него держалась высокая температура. Однако мать (сестра БУКОВСКОГО) настойчиво потребовала его выписки из больницы (под свою ответственность) и транспортировки за границу. Всякий совет, что ребенку лучше было бы выехать позже, рассматривался как козни КГБ, пытавшегося якобы таким образом оставить в стране заложника. В день вылета ребенка сопровождал в санитарной машине отец, давно с ним не живущий. По приезде на аэродром мальчик был на носилках сразу же помещен в самолет. Из родственников никто сопровождать его в самолет не пожелал. БУКОВСКАЯ-сестра посвятила это время пререканиям с сотрудниками КГБ по поводу допуска к самолету «свидетеля». Даже подойдя к трапу самолета, она никому не задала вопроса, где же ее ребенок и в каком он состоянии. А на всем пути до Цюриха она, как и мать БУКОВСКОГО, также не оказывала ему необходимого внимания.

Характерная обстановка была во время сборов БУКОВСКИХ. Квартира в течение последних двух дней была переполнена их «сообщниками». Причем складывалось впечатление, что каждый находившийся в этой квартире имел потребительские цели: с одной стороны, чтобы что-нибудь унести в качестве сувенира, с другой — в надежде, что его имя будет упомянуто в прессе. Никаких чувств никто из присутствующих не проявлял, и каждый занимался своим делом: кто рвал какие-то документы, кто жарил мясо, кто пил водку, кто клялся в любви. Однако все были единодушны в своих враждебных высказываниях по поводу Советской власти.

И, наконец, последнее. Бросается в глаза то, что несмотря на свое явно враждебное отношение к существующему у нас строю, несмотря на то, что большинство из них годами не работает и никаким не только общественно-полезным, но и вообще трудом не занимается, каждый в отдельности выглядит внешне процветающим: все они в импортных дубленках, в модных меховых шапках, в импортной обуви, каждый из них живет в благоустроенной квартире, как правило, в новых домах, многие в кооперативных. Причем, такие квартиры получают с определенными трудностями (длительная очередь, строгий отбор общественными комиссиями и т. д.). Однако та же мать БУКОВСКОГО обменяла свою старую квартиру на квартиру в новостройке уже после того, как сын ее в третий раз был привлечен к уголовной ответственности за антисоветскую деятельность.

В целом эти лица, претендующие быть выразителями настроений какой-то части населения, являются в значительном числе людьми опустившимися, отгородившимися от советской действительности и в силу этого живущими довольно замкнутой жизнью. Многие из них ведут по существу паразитический образ жизни, в политике не участвуют, но выдают себя за политических деятелей, во-первых, потому, что таким образом получают материальную помощь Запада и, во-вторых, используя средства массовой пропаганды Запада, приобретают некоторую известность, что, по их мнению, позволяет им действовать безнаказанно.

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ КГБ при СМ СССР

(БОБКОВ)

20.12.1976.
№ 5/9-1311

С оригиналом документа можно ознакомиться тут: http://psi.ece.jhu.edu/%7Ekaplan/IRUSS/BUK/GBARC/pdfs/dis70/kgb76-2.pdf

(no subject)

Date: 2009-11-11 09:28 pm (UTC)
From: [identity profile] cancerogen.livejournal.com
Ну, собссна, за тридцать с лишком лет ничего не изменилось. Любая интеллигентская тусовка - тот еще террариум.

(no subject)

Date: 2009-11-11 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
С точки зрения гэбиста, конечно.

(no subject)

Date: 2009-11-11 09:42 pm (UTC)
From: [identity profile] mikhail62.livejournal.com
+100

(no subject)

Date: 2009-11-11 09:43 pm (UTC)
From: [identity profile] cancerogen.livejournal.com
О, в диссидентско-правозвщитной тусовке что-то поменялось? Там перестали интересоваться пиаром и западными деньгами? Там наконец-то начали заниматься тем, что ими же продекларировано?

(no subject)

Date: 2009-11-12 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
Вы определитесь. Вы сначала говорили о "любой интеллигентской тусовке", а потом перешли к "диссидентско-правозащитной". Или для вас, как для Путина, любой интеллигент - диссидент и потенциальный враг народа?

(no subject)

Date: 2009-11-12 08:23 pm (UTC)
From: [identity profile] cancerogen.livejournal.com
Диссидентско-правозащитная тусовка - это как бы предельный случай интеллигентского общества. Дистиллят, так сказать, беспримесный.

А интеллигент для меня - это несчастный, ущербный человек.

(no subject)

Date: 2009-11-12 09:31 pm (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
сочувствую

(no subject)

Date: 2009-11-11 09:38 pm (UTC)
From: [identity profile] imfromjasenevo.livejournal.com
"Никаких чувств никто из присутствующих не проявлял, и каждый занимался своим делом: кто рвал какие-то документы, кто жарил мясо, кто пил водку, кто клялся в любви..."
Поэтично

(no subject)

Date: 2009-11-11 09:56 pm (UTC)
From: [identity profile] vice-chancellor.livejournal.com
И интересно, откуда сведения, если "однако все были единодушны в своих враждебных высказываниях по поводу Советской власти".

(no subject)

Date: 2009-11-12 05:17 am (UTC)
From: [identity profile] hasisin.livejournal.com
опередили!

(no subject)

Date: 2009-11-11 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mikluha-maklai.livejournal.com
Не тот ли это Бобков, которого трудоустроил Гусинский?

(no subject)

Date: 2009-11-11 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] vs-baronin.livejournal.com
Тот, тот.

(no subject)

Date: 2009-11-11 11:29 pm (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
Конечно, тот самый. Правая рука, идеолог и советчик.

(no subject)

Date: 2009-11-11 10:11 pm (UTC)
From: [identity profile] vs-baronin.livejournal.com
"Бросается в глаза то, что несмотря на свое явно враждебное отношение к существующему у нас строю, несмотря на то, что большинство из них годами не работает и никаким не только общественно-полезным, но и вообще трудом не занимается, каждый в отдельности выглядит внешне процветающим: все они в импортных дубленках, в модных меховых шапках, в импортной обуви, каждый из них живет в благоустроенной квартире, как правило, в новых домах, многие в кооперативных."

Я всегда говорил, что так называемая "борьба с антисоветизмом" проводилась по большей части по причине зависти, а не какой-то там идеологии.

Правда, полагаю, что у тов. Бобкова тоже всё вышеперичисленное имелось.

(no subject)

Date: 2009-11-13 09:16 am (UTC)
From: [identity profile] klukin.livejournal.com
Да, действительно, когда кто-нибудь возмущается, что чиновник с зарплатой 50000 рублей в месяц купил себе Лексус - это банальная зависть.

(no subject)

Date: 2009-11-11 11:45 pm (UTC)
From: [identity profile] kouzdra.livejournal.com
О! Канонический такой террариум единомышленников. Как живые, вышли :)

Два сапога -- пара

Date: 2009-11-12 12:24 am (UTC)
From: [identity profile] subrahmanja.livejournal.com
Что интересно, старый анекдотчик Ф. Бобков после победы еврейской революции 1991 года всегда встречался на у-ррра-раздемократическолиберальном радио "Эхо Москвы" просто с раболепием. Просто с восхищением. Истеричка Альбац просто-таки расстилалась перед ним, уж так его облизывала в эфире, что казалось, еще немного -- и она ему отсосет от восторга. Уж такие дифирамбы пелись старому кагэбисту!!!!.
А потом этот "борец с загнивающим Западом" переехал на свою виллу в Испанию, где и коротает время (если еще не сдох).

Так же точно встречают в этом рассаднике "демшизы", на этом радио, бывшего подчиненного Бобкова г-на Кандаурова. Этот шельмец Кандауров вместе с Ходорковским вывез из страны много чего, а налоги "оптимизировал", читай -- сокрыл.

А ведь в КГБ было много Управлений, не только 5-е (анекдотчики), больше десятка, но всех остальных гэбистов р-революционеры на Эхо Москвы (а это маркер) поносят чуть не по матери.

А несчастынй Буковский тут был долго персоной нон-грата, в то время когда т.н. "демократы" возносили хвалы гонителям диссидентов.

Вот и думай после этого: а кто же затеял эту перестройку, революцию и переворот 1991 года?

(no subject)

Date: 2009-11-12 01:15 am (UTC)
From: [identity profile] ex-kondrati.livejournal.com
Похоже, что "документ" составлялся малообразованным человеком, вроде того же Буковского: имеющий или имевший дело с секретным делопроизводством да найдет в PDF минимум два ляпа.
Впрочем, тилигентам тонкости секретного делопроизводства не указ, они конечно же схавают любой "документ" с любыми ляпами, лишь бы он вписывался в их уютный мирок.

(no subject)

Date: 2009-11-12 07:32 am (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
Я прочитал тонны документов, написанных инадиктованных высшими руководителями страны и КГБ. Многие выложены здесь в журнале. Тонкостей секретного делопроизводства они не знали. Бобковских записочек в особой папке, которую удалось немного приоткрыть во время подготовки процесса над КПСС, вообще несколько. И все они такие, я бы сказал, авторские. Впрочем, подобные обзоры, посылавшиеся Сталину, того же порядка. Учите матьчасть.

(no subject)

Date: 2009-11-12 05:16 am (UTC)
From: [identity profile] hasisin.livejournal.com
Никаких чувств никто из присутствующих не проявлял, и каждый занимался своим делом: кто рвал какие-то документы, кто жарил мясо, кто пил водку, кто клялся в любви. Однако все были единодушны в своих враждебных высказываниях по поводу Советской власти.
-----
Прямо поэма.
Очень занимательны эти морализаторские инвективы, исходящие от чекистов.

(no subject)

Date: 2009-11-12 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
Вы бы еще книжки этого Бобкова почитали, не удивлялись бы.

(no subject)

Date: 2009-11-12 08:34 am (UTC)
From: [identity profile] hasisin.livejournal.com
он еще и книжки писал?
пообщался видать с литераторами... чем думает я хуже.

(no subject)

Date: 2009-11-12 08:52 am (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
http://avmalgin.livejournal.com/813922.html
http://avmalgin.livejournal.com/2006/11/26/

(no subject)

Date: 2009-11-12 09:52 am (UTC)
From: [identity profile] hasisin.livejournal.com
Спасибо, с большим интересом прочитал и посты, и комментарии.

(no subject)

Date: 2009-11-12 05:19 am (UTC)
From: [identity profile] hasisin.livejournal.com
хотя да, в достоверности документа имеются определенные сомнения.
стиль подозрительный, обилие деталей настораживает.
но тогда спрашивается - кто и зачем сляпал дезу?

(no subject)

Date: 2009-11-12 07:25 am (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
Никакая это не деза. Всем документам из архива Буковского можно верить, потомоу что происхождение этого архива хорошо известна. Не поленитесь погуглить. Буковский имел доступ к документам ЦК из Особой папки как член комиссии, готовившей суд над КПСС. И он принес с собой в архив неизвестный в то время портативный сканер. Там люди до сих пор локти кусают, что проглядели. Разумеется, у него только те документы КГБ, которые были пересланы в ЦК.

(no subject)

Date: 2009-11-12 08:36 am (UTC)
From: [identity profile] hasisin.livejournal.com
нет, если это архив Буковского, вопрос снимается. Не станет же он сам на себя компромат клепать.

(no subject)

Date: 2009-11-12 08:37 am (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
Да, причем хранится он в Библиотеке конгресса США и документы из него давно введены в мировой научный оборот.

(no subject)

Date: 2009-11-12 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] cybernos.livejournal.com
" Разбойники жарили мясо и пили вино! Атаманша гадала на картах. "
Да, был у нас Глупый Король!...

(no subject)

Date: 2009-11-12 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] lvitali2.livejournal.com
"И возвращается ветер..", "Письма русского путешественника" - мои настольные книги В.Буковского
Легендарный человек, искренний, честный, просто замечательный. Именно таким и должен быть президент России.

(no subject)

Date: 2009-11-12 08:02 pm (UTC)
From: [identity profile] zukar.livejournal.com
+1000