May 2025

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Oct. 29th, 2008

Председателю Верховного Совета Михаилу Ивановичу Калинину
учительницы Глебовской средней школы Ржевского района
Ленкевич Е.С.


Заявление


До 15/IV - 40 г. я работала 5 лет в транспортной НСШ <Новосокольнической средней школе> № 28 Калининской ж/д на ст. Новосокольники. Я имею несчастье числиться женой осужденного человека. После мужа у меня осталось трое детей: дочь в 10 классе, в 4-ом и 2 1/2 лет. Их воспитание целиком легло на одну меня. Однако за два года жизни без мужа я убедилась, что с задачей, которая мне досталась, я блестяще справлюсь: выращу детей, да воспитаю их полноценными гражданами нашей страны. Работала я всегда честно. Все силы отдавала за добросовестное выполнение порученного дела. На протяжении многих лет имею общественно-полезную работу. Тем не менее, как жене осужденного человека, мне предложили оставить Новосокольники в 10 дн. срок. Я обращалась к областному прокурору тов. Арбузову дать мне возможность выпустить свой 4-ый класс и докончить учебный год детям, что обе они в выпускных классах. Мне в этом было отказано. Дорожный отдел школ Калининской дороги, в распоряжении которого я находилась, не пожелал ради меня делать никаких перемещений, а вынудил меня подать заявление о добровольном уходе с работы. И вот я 15/IV оставила старших детей в Новосокольниках, в квартире, а сама с малым ребенком на руках отправилась искать работу. Ездила я семь дней, изъездила все свои скудные средства, но кроме замещения сроком на 1 месяц ничего не нашла - конец учебного года. С 20-го мая я снова без работы и без крова. Собрать своих детей вместе не буду иметь никакой возможности.

Считаю, что со мной поступили бесчеловечно, формально. Забыли, что преступление совершала не я, а пострадала и я, и мои ни в чем не повинные дети. Моя душа как ядом напоена обидой за черствость, буквоедство, за отсутствие заботы о человеке, о матери, которая разрешает сложнейшую задачу - воспитание троих детей собственными силами.

Мне удалось выяснить, что преступление мой муж совершил чуть ли не за 5 лет до моего выхода за него замуж, т.е. тогда, когда я его вовсе не знала. О его годах работы при совместной со мной жизни товарищи дали вполне положительный отзыв. Спрашивается, в чем же моя вина?

Я обращаюсь к Вам с просьбой разрешить вопрос, глубоко меня волнующий: правильно ли со мной поступил тов.Арбузов? Правильно ли поступили все остальные, к кому я обращалась? Могу ли я вернуться к детям в Новосокольники, так как я не могу и не должна отвечать за преступления человека чужого для меня, моего заклятого врага? Я не смогу его никогда простить, его обмана Родины и меня - человека, когда-то доверчиво за него пошедшего. В противном случае прошу разрешить поселиться мне подле моей сестры в Московской области, в Реутовском районе, в поселке Никольском. Других родных у меня нет.

Прошу сообщить о результатах моей просьбы как можно быстрее, т.к.я в этой школе только до 20-го мая. Е.Ленкевич.

3/V-40 года.

Подчеркивания сделаны в Секретариате М.И.Калинина.
Резолюция: Оставить без ответа
Письмо бывшей комсомолки М.А.Казандиной заместителю председателя Совнаркома Р.С.Землячке

Розалия Самойловна!

Я обращаюсь к Вам с просьбой, т.к. не имею никого, кого бы могла просить помочь мне. С мая 1941 года я работала секретарем Протокольно-подготовительного отдела Управления Делами СНК СССР. 14 мая с.г. общим собранием Управления Делами СНК СССР я исключена из рядов ВЛКСМ. Причина следующая. В марте месяце, чтобы внести 200 рублей в мастерскую за пальто, я заняла 135 руб. у сотрудницы из протокольного отдела т.Дуровой (я получала 450 руб. в месяц и не располагала тогда необходимой суммой денег). В конце апреля т.Дурова попросила отдать ей в счет долга (т.е. занятых мною у ней 135 рублей) мои продовольственные карточки на май месяц, объясняя этотем, что у ней 2 детей и няня, и я ей очень помогу, если вместо денег отдам ей мои карточки на май месяц. Учитывая это и то, что я живу совершенно одна и при определенном ограничении себя могу некоторое время прожить без продовольственных карточек, я 5 мая передала товарищу Дуровой мою продовольственную карточку.

14 мая комсомольское собрание исключило меня из рядов ВЛКСМ за спекуляцию. Очень обидно. Неужели я спекулянтка? Я член ВЛКСМ с 1931 г. Работала по ликвидации неграмотности среди населения, агитатором, пионервожатым. И я просто сейчас не представляю, что я не могу быть членом ВЛКСМ, что я потеряна для комсомола. 16 мая меня освободили от работы, а 19 мая предложили освободить жилплощадь, так как я жила в общежитии Совнаркома СССР.

Сейчас у меня очень тяжелое положение. Я дочь рабочего, электромонтера. Отец умер в 1934 г. Мать - пенсионерка - живет с сестрой и братом (15 лет) в городе Новосибирске. Я, окончив 8 классов школы, приехала в Москву и поступила в Московский государственный Пединститут. Окончила педагогический факультет с дипломом 1 степени, работала в школе педагогом. Сейчас учусь заочно в том же институте (МГПИ им. В.И.Ленина) на III курсе литературного факультета. В июне месяце у меня начинается зачетная сессия. В том положении, в котором я сейчас нахожусь (без работы и жилплощади), я , при всем желании, не могу подготовиться к зачетам.

Очень прошу Вас помочь мне в моем положении. Извините меня, пожалуйста, за беспокойство.

22/V 1942. Казандина Мария Алексеевна.
Мой адрес: г.Москва, ул.Серафимовича, 20, кв.384.
Читаю докладные записки с мест Л.П.Берии и поражаюсь фамилиям руководителей НКВД. Один другого хлеще. Кружкин, Выколиглаз, Шкура, Навознюк. При этом еще и тексты они писали соответствующие - как будто Гоголь их рукой водил. Особенно колоритен слог у начальника УНКВД по Приморскому краю Александра Алексеевича ЗАКУСИЛО!
Давал сегодня по телефону короткое интервью по поводу сайта bakhmina.net корреспондентке The New York Times. Уяснив, как туда попала моя псевдо-подпись, она строго спросила, ставил ли я подпись с другой стороны баррикад - т.е. за освобождение Бахминой. Сказал, что нет. Кажется, удивилась.