May 2025

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Циркуляр народного комиссара внутренних дел Союза ССР №106 Народным комиссарам союзных и автономных республик, начальникам УНКВД краев и областей «О порядке устройства детей репрессированных родителей в возрасте свыше 15 лет»

20.05.1938

г.Москва

В дополнение к приказу НКВД СССР №00486 от 15 августа 1937г. в части размещения детей старше 15 лет, родители которых осуждены Военной коллегией и Военным трибуналом по первой и второй категориям–предлагается руководствоваться следующим:

1. Дети репрессированных родителей от 15 до 17 лет включительно, не внушающие своим поведением социальной опасности, не проявляющие антисоветских, реваншистских настроений и действий, при наличии родственников (не репрессированных) могут быть переданы последним на полное их иждивение. В этих случаях оформление опеки производится в соответствии с циркуляром НКВД №4 от 7 января 1938 года.

2. При отсутствии родственников, изъявляющих желание взять детей репрессированных родителей на опеку, детей в возрасте от 15 до 17 лет–учащихся, следует помещать в детские дома в пределах области, края, республики (за исключением мест, где были репрессированы их родители), дав им возможность окончить среднее учебное заведение. Направление таких детей в детдома Управления НКВД производят самостоятельно по согласованию с местными органами Наркомпроса. На начальников Управлений НКВД возлагается ответственность за создание необходимых условий для окончания учебного заведения указанной категории детей.

3. Дети репрессированных родителей старше 15 лет–не учащиеся, подлежат трудоустройству на предприятиях и учреждениях в пределах области (кроме городов, в которых репрессированы их родители) и за исключением предприятий и учреждений оборонного значения.

4. Установить агентурное наблюдение за указанным контингентом детей репрессированных родителей, своевременно вскрывая и пресекая антисоветские, террористические настроения и действия.

5. Социально опасные дети, проявляющие антисоветские и террористические настроения и действия, должны предаваться суду на общих основаниях и направляться в лагеря по персональным нарядам ГУЛАГа НКВД.

6. Начальнику ГУЛАГа дивинтенданту тов. Плинер дать соответствующее указание о порядке содержания в лагерях указанного контингента детей репрессированных родителей.

7. О детях репрессированных родителей старше 15 лет, трудоустроенных или определенных на учебу, УНКВД сообщает списком в АХУ НКВД СССР.

8. Вывод детей репрессированных родителей из детских домов (как переростков или за окончанием учебы) без специального указания АХУ НКВД СССР– не производить.

Заместитель Народного комиссара внутренних дел СССР

комкор М.Фриновский


ПОСЛЕСЛОВИЕ.

6 апреля 1939 года Михаил Петрович Фриновский был снят со всех постов и арестован. 4 февраля 1940 года расстрелян.
12 апреля 1939 года арестована и 3 февраля 1940 года расстреляна его жена — Нина Степановна Фриновская по обвинению в сокрытии преступной контрреволюционной деятельности мужа.
12 апреля 1939 года арестован и 22 января 1940 года расстрелян его сын — 17-летний ученик 10-го класса Олег Михайлович Фриновский.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

(no subject)

Date: 2013-01-23 07:23 pm (UTC)
From: [identity profile] shultz-flory.livejournal.com
Чувствуется рачительный хозяин. Не то что у нынешних - бардак-с.
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] alextr98.livejournal.com - Date: 2013-01-23 07:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] andreybar.livejournal.com - Date: 2013-01-23 07:58 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] esirnus.livejournal.com - Date: 2013-01-24 04:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] potok-mislei.livejournal.com - Date: 2013-01-24 05:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2013-01-23 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] mother-irina.livejournal.com
этот безумный, безумный мир

(no subject)

Date: 2013-01-24 04:19 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/_sudar/
Обратите внимание на даты. Как зверски расправлялись. Сначала расстреляли сына. Потом - жену. И только потом - самого.

(no subject)

From: [identity profile] nesterovich1.livejournal.com - Date: 2013-01-24 04:48 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] mother-irina.livejournal.com - Date: 2013-01-24 05:13 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2013-01-23 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] ya-regisha.livejournal.com
Свой персональный ад мы создаем себе сами. И за грехи платить приходится не на том призрачном свете. А при жизни, здесь и сейчас.

(no subject)

Date: 2013-01-23 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] master-ly.livejournal.com
Фриновский был тот еще упырь. Свое получил. Пауки пожрали друг друга.

(no subject)

Date: 2013-01-24 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] esirnus.livejournal.com
да, но причем тут дети?

(no subject)

From: [identity profile] master-ly.livejournal.com - Date: 2013-01-24 05:01 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2013-01-23 07:53 pm (UTC)
From: [identity profile] allin777.livejournal.com
Приказ НКВД СССР № 00309

«Об устранении извращений в содержании детей репрессированных родителей в детских домах»

20.05.1938

г. Москва

Сов. секретно

В детских домах системы Наркомпроса, где размещены дети репрессированных врагов народа, имеют место грубейшие политические извращения в деле содержания и перевоспитания детей репрессированных родителей. Извращения эти являются результатом того, что Наркомпросы не занимаются этими детдомами, а НКВД союзных республик совершенно недопустимым образом выпустил из своего поля зрения эти важнейшие объекты.

Делу правильного политического воспитания этих детей и создания здоровой советской обстановки в указанных детдомах не уделяют почти никакого внимания, в результате чего в ряде детских домов имеет место враждебное отношение к детям репрессированных, переходящее в случаи прямого издевательства над ними.

Одновременно в ряде детских домов детям репрессированных родителей создают в сравнении с остальными детьми детдомов особые привилегированные условия в части питания, одежды, режима и т.д., выделяя на эти цели дополнительные ассигнования сверх бюджета, что совершено недопустимо.

Среди детей репрессированных родителей имеют место антисоветские, террористические проявления. Воспитанники Горбатовского детдома Горьковской области Вайнскопф, Келерман и Збиневич арестованы за проявления террористических и диверсионных намерений, как актов мести за репрессированных родителей.

Воспитанники Нижне-Исетского детдома Свердловской области Тухачевская, Гамарник, Уборевич и Штейнберг высказывают к.-р. пораженческие и террористические настроения. Для прикрытия своей к.-р. деятельности вступили в комсомол. Указанная группа детей проявляет террористические намерения против вождей партии и правительства в виде акта мести за своих родителей.

Воспитанники Черемховского детдома Иркутской области Степанов, Грундэ, Казаков и Осипенко за антисоветские выступления арестованы органами НКВД.

В Федоровском детдоме Кустанайской области Казахской ССР имеют место массовые побеги детей репрессированных родителей. Дети не занимаются, так как их избивают школьники-хулиганы. Наблюдаются массовые дебоши. Дети репрессированных Кучина и Степанова были изнасилованы взрослыми воспитанниками. В столовой детдома на 212 детей имеется всего 12 ложек и 20 тарелок. В спальне — один матрац на три человека. Дети спят в одежде и обуви.

В Борковском детдоме Калининской области воспитанники старшей группы изнасиловали двух 8-летних воспитанниц детдома. Воспитатели этого дома в виде наказания заставляют воспитанников избивать друг друга.

Во многих детдомах детей репрессированных называют троцкистами, преследуют, рассматривая их, как врагов.

ПРИКАЗЫВАЮ:

Первое — немедленно обеспечить оперативное агентурное обслуживание детских домов, в которых содержатся дети репрессированных родителей.

Второе — своевременно вскрывать и пресекать всякие антисоветские, террористические намерения и действия, в соответствии с приказом НКВД № 00486.

Третье — одновременно обеспечить правильный режим воспитания детей репрессированных, своевременно пресекая имевшие место издевательства над детьми, также попытки воспитательского состава детдомов создавать враждебную обстановку вокруг детей репрессированных.

Устранить привилегированное положение, созданное в некоторых домах для детей репрессированных родителей в сравнении с остальными детьми.

Четвертое — проверить руководящий состав и кадры воспитателей детдомов, очистив их от непригодных работников.

Обсудите все вопросы, связанные с содержанием детей репрессированных родителей в ЦК нацкомпартий, крайкомах и обкомах ВКП(б).

Предупреждаю о Вашей личной ответственности за состояние обслуживания детей репрессированных родителей.

О всех принятых Вами мерах донесите лично.



Заместитель Народного комиссара внутренних

дел СССР комкор М. ФРИНОВСКИЙ



ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1a. Д. 20. Лл. 199–199об.


Edited Date: 2013-01-23 07:56 pm (UTC)

(no subject)

Date: 2013-01-23 07:57 pm (UTC)
From: [identity profile] andreybar.livejournal.com
Мой отец попал под этот закон после расстрела моего деда.

(no subject)

Date: 2013-01-23 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/ronny_/
Поражаюсь - как эта система работала? Нет, умозрительно всё раскладывается по полочкам - если ты не работаешь в органах, то можешь стать объектом их "зачистки" и быть расстреляным. Даже если стучишь на всех своих соседей - всё равно можешь быть расстрелян с той же вероятностью. Значит, надо идти работать в органы. Казалось бы - это выход. Чтобы не стать расстреляным.

Но и там стреляли всех - как медленно ползущий огромный невидимый конвейер, на котором всякие людишки - всё ближе и ближе к краю и вот уже только оуки падающих последний раз мелькают в воздухе.

И как-то всё это всё-таки работало. Давало потомство, производило товары..

(no subject)

Date: 2013-01-23 08:16 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-smolko.livejournal.com
А никак. Что мы теперь и наблюдаем и что очень заметно сразу по выходу из самолета в любом другом месте.
Это НЕ работало и это привело к тому, что мы видим.

(no subject)

From: [identity profile] zhytie.livejournal.com - Date: 2013-01-24 02:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] dima monte - Date: 2013-01-23 08:53 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2013-01-23 08:18 pm (UTC)
From: [identity profile] gingerbird.livejournal.com
сказали ли ему перед ресстрелом, что его сын и жена уже расстреляны?

(no subject)

Date: 2013-01-23 08:20 pm (UTC)
From: [identity profile] zzzannuda.livejournal.com
Моей семье "повезло". Деда расстреляли, бабушка отсидела 8 лет в Мордовии, зато отца и дядю (8 мес и 8 лет) усыновили родственники и вырастили сберегли. И отец ещё и к матери в Мордовию в 8 лет приехал. У нас всё замечательно.

(no subject)

Date: 2013-01-23 08:35 pm (UTC)
From: [identity profile] lonic-slonic.livejournal.com
Слава богу, у нас мораторий на смертную казнь. А то болезнь прогрессирует, уже враги всюду мерещатся, Москва зачищается, как после химатаки. Только троек нам не хватало. А ведь, наверно, ручки иногда почесываются всех сослать и расстрелять. Умремте ж, блядь, под Москвой, как наши деды умирали.

(no subject)

Date: 2013-01-23 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] inshineum (from livejournal.com)
Отмену моратория, полагаю, следует ожидать сразу после развития дела ("списка") Магницкого в Европе?

(no subject)

From: [identity profile] lonic-slonic.livejournal.com - Date: 2013-01-23 08:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zhabotinsky.livejournal.com - Date: 2013-01-24 06:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2013-01-23 08:43 pm (UTC)
From: [identity profile] moskov-it.livejournal.com
Резидент НКВД в Испании 1936-38 г. Орлов в книге "Тайная история сталинских преступлений" описывал, как все это деморализовало самих НКВДшников. Есть ли еще подобное свидетельство "с той стороны"?

(no subject)

From: [identity profile] wbuey.livejournal.com - Date: 2013-01-24 04:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] langohrigel.livejournal.com - Date: 2013-01-24 05:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2013-01-23 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] lomakataka.livejournal.com
У меня реваншистские настроения! Сталинские выродки растреляли моего двоюродного дедушку в 37.

(no subject)

Date: 2013-01-24 05:06 am (UTC)
From: [identity profile] makar2008.livejournal.com
А Вашего родного дедушку расстрелять забыли?

(no subject)

From: [identity profile] scander4.livejournal.com - Date: 2013-01-25 06:30 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] makar2008.livejournal.com - Date: 2013-01-25 08:42 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] saper - Date: 2013-01-25 02:19 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)
А каким было соотношение "большевички" / не"большевички" ?.
Моего деда по отцовской линии, например, где-то в 38-ом увезли из станицы в район, где он и сгинул бесследно.
А был всего лишь станичным кузнецом и умельцем самоучкой.
Поговаривали, что его признали американским шпионом, потому что сумел отремонтировать американский же трактор, который до этого бодрячком сломали новоявленные козломольцы ...

(no subject)

From: [identity profile] goguin.livejournal.com - Date: 2013-01-23 09:06 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] goguin.livejournal.com - Date: 2013-01-23 09:39 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] goguin.livejournal.com - Date: 2013-01-23 09:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] pargentum.livejournal.com - Date: 2013-01-24 06:07 am (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] pargentum.livejournal.com - Date: 2013-01-24 08:27 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2013-01-23 08:57 pm (UTC)
From: [identity profile] jazzylove2010.livejournal.com
Жена Калинина сидела при живом муже в Гулаге, скребла осколками стекла гнид вшей из одежы.
Самоедская система была, Путин к ней же и возвращается..
Edited Date: 2013-01-23 08:58 pm (UTC)

(no subject)

Date: 2013-01-23 09:00 pm (UTC)
From: [identity profile] piligrimsha.livejournal.com
Это называется "принять смерть от коня своего".

(no subject)

Date: 2013-01-23 09:21 pm (UTC)
From: [identity profile] leo-nardo.livejournal.com
Ирония судьбы.
наверно бы сына от Заксенхаузена отмазал!
А когда началось: "Сын за отца не отвечает"?

(no subject)

Date: 2013-01-23 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] abak1960.livejournal.com
И че? Дескать, как страшно было при совке? Не нужно судить те времена..глупо это. Реалии той жизни были таковы. Реалии нынешней -еще страшней.

(no subject)

Date: 2013-01-24 10:29 am (UTC)
From: [identity profile] langohrigel.livejournal.com
Правильно, нужно судить тех, кто эти реалии создавал.

(no subject)

Date: 2013-01-23 09:41 pm (UTC)
From: [identity profile] arostoff.livejournal.com
Когда в перестроечные годы всевозможные "огоньки" рыдали над "честными коммунистами", замученными кровавым ублюдком Сталиным, меня поражало практически полное отсутствие публикаций о преступлениях самих этих "честных коммунистов". Понятно, что не за эти преступления их отправляли на расстрелы, но так уж получилось - воздалось по делам их. Что там комкор Фриновский?! Вспомним историю глав ГПУ-НКВД-МГБ Ягоды, Ежова, Бирия, Абакумова... Тоже "честные коммунисты"?! Да. в общем, так и есть - честные. Самые настоящие коммунисты - это в высшей степени безнравственные чудовища. Помню еще ярославин плач по "невинно убиенному" Троцкому. Если бы Троцкий пришел к власти, то приход Сталина (вместе с его ГУЛАГом и массовыми расстрелами) сейчас бы вспоминали, как "период либерализации и демократических перемен". Сколько слез и соплейц пролили в 80-х по "блестящему полководцу" Тухачевскому?! В каких же сражениях он одержал победы?! Я знаю только одно - подавил тамбовское восстание, да и то - газом людей потравил. И ведь вся эта мразотная шайка всерьез верила, что они вечны, что только они будут вершить судьбы людей. Но пришел час и за ними пришли такие же упыри. И пока нынешний карлик из Питера сидит и дуется на лозунги с Болотной, обижается на "неблагодарных москвичей и земляков", в его тупую башку даже не приходит мысль внимательно оглядеться по сторонам. К нему придут без лозунгов. И вплоть до расстрела будут называть его уважительно, по имени-отчеству...
И вспомнилось, кстати, из истории не нашей страны: основной контингент заключенных, уничтоженных в тюрьме Туол Сленг (Камбоджа) составляли деятели красных кхмеров.

(no subject)

Date: 2013-01-24 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] Лео Брежнев (from livejournal.com)
В основном верно, но зачем повторять чушь про травление газами антоновцев. Почитайте Инет, не было это, подготовка была для запугивания, травли не было.
Вот теперь я думаю. Прочитав наши записи в ЖЖ (представим, что это архив истории), что подумают и скажут наши внуки и правнуки о нашем времени и поколении?
Edited Date: 2013-01-23 09:47 pm (UTC)
подумают, что мы в основной массе были безграмотными

(no subject)

Date: 2013-01-23 09:49 pm (UTC)
From: [identity profile] bold002.livejournal.com
не жалко чекистского упыря свои же и кончили ,но вообще всем сексотам и палачам на будущее стоит задуматься че бывает с детьми с семьей ,раболепие это не комедия

(no subject)

Date: 2013-01-23 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] sgt-lebe.livejournal.com
В послесловии вся суть!
Неизвестно, каким местом повернется фатум к принявшим закон подлецов.
Быть расстрелянным после расстрела своего ребенка! Жуть!
Может ли наказание быть еще более жестоким?
Всё в этой жизни имеет свою цену!
Edited Date: 2013-01-23 09:58 pm (UTC)

(no subject)

Date: 2013-01-23 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] Александр Фомин (from livejournal.com)
12 апреля 1939 года арестован и 22 января 1940 года расстрелян его сын — 17-летний ученик 10-го класса Олег Михайлович Фриновский.

Я не могу поверить . Это уже за всякой гранью ... Всего 73 года назад ...

(no subject)

Date: 2013-01-24 03:34 am (UTC)
From: [identity profile] anadolieto.livejournal.com
"всего 73 года" - это три поколения(!).
Три поколения топчут говно по кругу под приглядом, а теперь и под управлением чекистов. Раковая опухоль неизлечимая, да и лечиться "большинство народа " не желает.

(no subject)

From: [identity profile] p-h-b.livejournal.com - Date: 2013-01-24 07:10 am (UTC) - Expand

Поколение - 30 лет.

From: [identity profile] glasblaster.livejournal.com - Date: 2013-01-24 10:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2013-01-23 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] turtaniat.livejournal.com
Нормально так. А современное российское государство, как я только что прочитала в "Новой газете", горит желанием позаботиться о "впервые осужденных". Для этого оно направило в отряд, где сидела Мария Алехина, пару матерых уголовниц, "семейную пару" - одна осуждена за убийство, вторая - за наркотики. Которые сразу же вошли в конфликт с Алехиной (для этого и посылали, вероятно) и теперь продолжают угрожать. Начальница же колонии мило пояснила, с какой целью рецидивистки были посланы в отряд первично осужденных. Цитирую: «Они (неоднократно осужденные) — костяк отряда, для того, чтобы не было разброда и шатаний у «первоходок»."

откуда дровишки?

Date: 2013-01-24 05:58 am (UTC)
From: [identity profile] soslan81.livejournal.com
А где ссылки на документы о расстрелах??

Re: откуда дровишки?

From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com - Date: 2013-01-24 07:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] trender2012.livejournal.com - Date: 2013-01-24 08:02 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] glasblaster.livejournal.com - Date: 2013-01-24 10:31 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] turtaniat.livejournal.com - Date: 2013-01-24 11:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] trender2012.livejournal.com - Date: 2013-01-24 11:14 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2 << [1] [2] >>