May 2025

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
параджанов

Сегодня исполняется 90 лет гениальному кинорежиссеру Сергею Параджанову. Советская власть посадила его на пять лет по статье 122 УК Украинской ССР (он был арестован в Киеве). То есть - за гомосексуализм. А.Тимофеевский сегодня в фейсбуке напоминает, что письма в его защиту писали Висконти, Феллини, Антониони, Росселлини, Трюффо, Годар, к Брежневу лично обращался Луи Арагон. В результате Советская власть помиловала Параджанова, и он вышел досрочно, хотя и незадолго до окончания срока.

Когда началась перестройка, Параджанова выпустили за границу, где на одном из кинофестивалей ему должны были вручить премию. Там его предупредили, что для этого он должен выйти на сцену в смокинге. Параджанов вышел в чем был, но на свитер он повесил табличку, которую свинтил по дороге в туалетной кабинке в самолете: "No smoking".

Подобных историй о нем рассказывают сотни. Даже, говорят, книга есть про это. Параджанов был настоящим большим художником, неистощимым на выдумки, он настолько перемешивал в своей жизни правду, ложь, шутки и серьезность, что и сам не знал в конечном итоге, где кончается реальность и начинается искусство и мир фантазий.

Борис Мессерер рассказывал, что однажды в ресторане "Баку" за одним столом собрались Ю.Любимов, А.Тарковский, Б.Ахмадулина, С.Параджанов и он, Мессерер. В какой-то момент ему пришло в голову, что встречу таких замечательных людей необходимо запечатлеть, и он позвонил фотографу Валере Плотникову. Тот приехал и стал возиться с треногой, устанавливать свет и прочее, однако к ним подошел метрдотель и строго сказал, что съемку не разрешает, так как за всеми соседними столиками сидят люди, возражающие против того, чтобы попасть в кадр. "Что же нам делать?" - "А вы спуститесь вниз, у нас там красивый фонтан, вот там и щелкайтесь на здоровье". Как только компания спустилась вниз, Параджанов неожиданно тут же прыгнул в фонтан, прямо в одежде, и Плотников запечатлел это событие. Потом, конечно, была проблема с доставкой мокрого режиссера домой, так как на улице был лютый мороз.

Кстати, в тот день Параджанов подговорил швейцара, что, как только прибудет Ахмадулина, он должен подойти к ней с вопросом: "Вы на поминки Параджанова?" И она вроде упала в обморок.

Но главное, конечно, не истории и анекдоты. Главное - его фильмы. "Тени забытых предков", "Цвет граната", "Легенда о Сурамской крепости", "Ашик-Кериб"... Кстати, сажая его по нехорошей статье, Советская власть надеялась сломить "антисоветского" Параджанова, но, по воспоминаниям сидевших с ним на зоне, зэки относились к нему с большим уважением.

(no subject)

Date: 2014-01-09 08:33 am (UTC)
From: [identity profile] vyacheslav leschyov (from livejournal.com)
да класный мужык был жаль мало снимал

(no subject)

Date: 2014-01-09 08:40 am (UTC)
From: [identity profile] sdiki.livejournal.com
Говорили про него также, что советская власть не очень-то хотела замечать его гомосексуализм. Причем не то, чтобы от доброты, скорее от какой-то странной стыдливости - было как-то стыдно говорить о том, что "такое позорное явление" есть и в СССР. Поэтому гомосексуалистов обычно наказывали каким-то другим способам, а не по "штатной" статье УК - например, увольняли за нарушения трудовой дисциплины, давали выговоры за пьянство и т.п. Так вот, Параджанов, вроде бы как намеренно обострял ситуацию, и фактически сам добился того, чтобы его посадили именно за гомосексуализм. То есть к тому, что он был фантастически талантливым и успешным создателем фильмов, добавляется еще и его ярко выраженная гражданская позиция и самоотверженность.

(no subject)

Date: 2014-01-09 09:08 am (UTC)
From: [identity profile] alexis1949.livejournal.com
Интересно - желать сесть по этой статье - "на зоне таких уважают"

(no subject)

Date: 2014-01-09 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
Вадим Козин был осужден по статье "гомосексуалзим". Пианист Наум Штаркман. Помню, в "Студенческом меридиане" при мне работал молодой человек, который по этой статье отправился, фамилию забыл.
UPD. Вспомнил. Толя Иванушкин. Член Союза писателей, кстати, был.
Edited Date: 2014-01-09 10:40 am (UTC)

(no subject)

Date: 2014-01-09 10:57 am (UTC)
From: [identity profile] vlasovetz55.livejournal.com
ну, В. Козин то хитрая бестия, говорят.

(no subject)

Date: 2014-01-09 11:01 am (UTC)
From: [identity profile] dobromar.livejournal.com
Мне пофиг какая он бестия и чем занимался, а вот слушать его и сейчас с превеликим удовольствием можно.

(no subject)

Date: 2014-01-09 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] vlasovetz55.livejournal.com
да я сам слушаю. "Пара гнедых" у него лучшая из того, что слышал. Тут разговор свернул за отсидку, а Козин, говорят довольно аргументированно, работал на контору.

(no subject)

Date: 2014-01-09 11:03 am (UTC)
From: [identity profile] sdiki.livejournal.com
Я вовсе не говорил о том, что эту статью никогда не применяли. Конечно, применяли, но без особого энтузиазма. Думаю, что гораздо чаще её использовали, как пугало, когда надо было, например, кого-то завербовать. А вот когда завербовать не удавалось, тогда, возможно, кого-то по ней и осуждали.

(no subject)

Date: 2014-01-09 08:41 am (UTC)
From: [identity profile] coral-village.livejournal.com
Где же это фото в фонтане??? ни разу не видел

(no subject)

Date: 2014-01-09 08:43 am (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
Спросите у Валерия: http://www.fotoplotnikov.ru/contacts/

(no subject)

Date: 2014-01-09 08:56 am (UTC)
From: [identity profile] balalaeshnik.livejournal.com
>Параджанов вышел в чем был, но на свитер он повесил табличку, которую свинтил по дороге в >туалетной кабинке в самолете: "No smoking".
Увидите, если кто свинчивает чего, где, то не трогайте - вдруг художник.
+++зэки относились к нему с большим уважением+++
Ага. Гомосексуалисты в советских ИТУ тогда пользовались громадным авторитетом.
Нет, пассивные гомосексуалисты не пользовались авторитетом. А активный гомосексуализм не стеснялись демонстрировать даже воры в законе, не говоря об обычных зэках.

Если вас интересует история Параджанова, прочитайте книгу воспоминаний о нем, там есть и подробные воспоминания тех, с кем он сидел.
Edited Date: 2014-01-09 11:32 am (UTC)
Воспоминания о рассказах Параджанова о тюремном быте имеются здесь:

http://www.segodnya.ua/ukraine/vcja-pravda-o-cudimoctjakh-paradzhanova.html

— ...Некоторые из имеющихся у меня кассет я никогда не буду цитировать, потому что там содержание просто страшное. О его жизни там, на зоне... О системе "опускания" человека, которая его уничтожает полностью морально...

— И его там тоже "опускали"?

— Сергей не только сам через это прошел, но был и исполнителем, его принуждали. Параджанова несколько раз переводили из зоны в зону. Он рассказывал, что это было самое страшное — когда ночью за ногу тянут охранники, мол, вставай, тебя переводят... А на новой зоне — опять процедура "опускания", все муки и унижения сначала... Зон этих было много, сколько точно, не скажу, но когда я снимал фильм "Лебединое озеро. Зона", я объехал 42 зоны. И во многих нашлись следы пребывания Сергея Параджанова.

(no subject)

Date: 2014-01-09 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] volodymir-k.livejournal.com
> он повесил табличку ... "No smoking".

по-английски этот костюм называется tuxedo, боюсь юмора не поймут
откуда в русском смокинг, интересно

(no subject)

Date: 2014-01-09 09:31 am (UTC)
From: [identity profile] yoshke.livejournal.com
Tuxedo это по-американски.

откуда в русском смокинг, интересно

Из английского.
Edited Date: 2014-01-09 09:32 am (UTC)

(no subject)

Date: 2014-01-09 02:48 pm (UTC)
From: [identity profile] alienor-sm.livejournal.com
Нет, по-британски "смокинг" - это "dinner suit" или "dinner jacket".

(no subject)

Date: 2014-01-09 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] zuss.livejournal.com
In French, Dutch, Italian, Portuguese, German, Spanish, Polish, Russian, Danish and also other European languages, the term smoking indicates a tuxedo.
http://en.wikipedia.org/wiki/Smoking_jacket

WhiteElk

Date: 2014-01-09 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] whiteelk.livejournal.com
Все-таки, наверное, смокинг это dinner jacket, а не smoking jacket:
http://en.wikipedia.org/wiki/Dinner_jacket

(no subject)

Date: 2014-01-09 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] volodymir-k.livejournal.com
спасибо

(no subject)

Date: 2014-01-09 02:47 pm (UTC)
From: [identity profile] alienor-sm.livejournal.com
Именно.
в 80-е был стебный фильм. Шебутной дядя из непризнанных, т.с. "широко известный в узких кругах" то ли режиссер то ли писатель, выламывался изо всех своих пьяных сил перед группкой недалеких обожателей из числа "посвященных". В этой группе был один персонах - 40-летняя тетка, которые на все дядины выходки закатывала глаза и ломая руки говорила: Как страдает художник!
Я всегда подозревал, что выходки Параджанова легли в основу сценария.
Сигануть с пьяных глаз в фонтан - это ли не высокое искусство?

(no subject)

Date: 2014-01-09 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] guigngmm.livejournal.com
Какая-то блевотина в комментах. Пишите лучше о путине, он более подходит для унитаза

(no subject)

Date: 2014-01-09 10:31 am (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
Как-нибудь сам разберусь, о чем писать.

(no subject)

Date: 2014-01-09 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] ronin336.livejournal.com
Работающий фонтан в лютый мороз?! Что за бред?!!!

(no subject)

Date: 2014-01-09 10:30 am (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
Иди на хуй. Ясно написано, что фонтан внутри ресторана.

(no subject)

Date: 2014-01-09 11:07 am (UTC)
From: [identity profile] dobromar.livejournal.com
Для меня есть два режиссера (начиная с 1950-х гг.) - Параджанов и Феллини. Остальные - подмастерья.

(no subject)

Date: 2014-01-09 02:33 pm (UTC)
From: [identity profile] vik-kis.livejournal.com
Я Феллини не особо понимаю, мне не близок его стиль. А вот у Параджанова - каждый кадр шедевр. Коллажи его тоже интересны. Жаль, что в России он мало известен и не особо ценится. В Европе среди тех, кто связан с искусством - настоящий культ Параджанова, люди чуть ли не наизусть его фильмы знают.

(no subject)

Date: 2014-01-09 10:57 pm (UTC)
From: [identity profile] lahtak.livejournal.com
Да , его коллажи высокое искусство.Видел кое-что в Тбилиси

(no subject)

Date: 2014-01-09 02:29 pm (UTC)
From: [identity profile] vik-kis.livejournal.com
ВЕЛИКИЙ, к этому больше ничего и добавлять не надо.

(no subject)

Date: 2014-01-09 08:41 pm (UTC)
From: [identity profile] galkovsky.livejournal.com
Написано складно, но стоит заменить "гомосексуализм" на "педофилию" и бездарный азиат грохнется с роликовых коньков на асфальт. Вместе с "тенями забытых предков" и ресторанными пошлостями, о которых и читать-то стыдно.



(no subject)

Date: 2014-01-09 09:29 pm (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
Сами Вы, Дмитрий Евгеньевич, давно уже тень забытых предков.

(no subject)

Date: 2014-01-09 09:35 pm (UTC)
From: [identity profile] galkovsky.livejournal.com
Кому нужен вконец исписавшийся, старый, нищий русский дурак. Меня уже нет.

(no subject)

Date: 2014-01-18 10:08 am (UTC)
From: [identity profile] korzh18.livejournal.com
Чаще всего нищий и русский это человек молодой, но не печатываемый. А старый и исписавшийся бывает арабец Путлоев в своих посланиях Кристине Поту.. Федеральному собраниию. Но сеть этот перекос устраняет и сбивка-подбивка "новобранцев на литпоприще" в сторону инстаграмов не поможет, полагаю.

(no subject)

Date: 2014-01-10 04:24 am (UTC)
From: [identity profile] leteha.livejournal.com
единственный толковый комментарий.

(no subject)

Date: 2014-01-18 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] korzh18.livejournal.com
Написано складно, но стоит заменить "русофобию" на "англобоязнь" и бездарный азиат грохнется с роликовых коньков на асфальт. Вместе с "тенями забытых предков" и ресторанными пошлостями, о которых и читать-то стыдно.

(no subject)

Date: 2014-01-10 07:30 pm (UTC)
From: [identity profile] 12505.livejournal.com
Спасибо, что вспомнили о Параджанове. Удивительно, как мог появиться из нашего серого говна и нищеты его мир ослепительной чарующей красоты.
Edited Date: 2014-01-11 12:33 am (UTC)