May 2025

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Болею и целый день просматриваю старые видеокассеты, обнаружившиеся при переезде.
1988 или 1989 год. Наша с Татьяной Толстой большая разоблачительная передача про Союз писателей. Очень смешная. Показана по «Пятому колесу».
Лето 1992 года. Передача «Момент истины». Два гостя А.Караулова -Андрей Мальгин и Александр Тимофеевский - в течение часа на разные лады критикуют президента Ельцина и его администрацию. Причем на государственном российском канале. Сегодня на РТР подобное просто невозможно представить.
И еще один прозвучавший в передаче мотив, вызвавший тогда недоумение либеральной общественности, - это когда мы стали призывать Ельцина сажать коммунистов и коррупционеров (привожу дословную стенограмму, поэтому не очень складно):

А.М. – Вот сейчас говорят о том, что год назад произошла смена одной общественной формации другой. Нет! Как был номенклатурный уклад общества, так и остался. Это стало ясно уже через месяц после путча. Какая это номенклатура – «социалистическая» в кавычках или «капиталистическая» в кавычках – неважно, это одно и то же. Ничего не изменилось. Я лично не вижу себя в этой системе власти…
А.Т. – Вот точно так же, как Октябрьский переворот не был существенным событием, вот точно так же то, что произошло в августе 1991 года, не было существенным событием. То есть в сущности в августе 1991 года ничего не произошло. Те же самые советские люди, которые до августа 1991 года находились у власти, они же к власти и пришли, ничего не изменилось. И в этом вся, если хотите, наша катастрофа. То есть, конечно, мы все – и Андрей, и Вы, и я – мы все в меру своих сил и главное пафоса поддерживаем Бориса Николаевича Ельцина и все усилия команды Гайдара, безусловно это так, но вместе с тем они точно такие же советские люди, которые были до них. И в этом главная наша проблема. Что произошло в августе 1991 года, когда с таким оргазмом сносили памятники? Что в этом замечательного? Ну снесли Дзержинского – что от этого изменилось?
А.М. Во всяком случае вокруг Дзержинского не изменилось ничего. В КГБ не изменилось ничего. Вы видите, что сначала раздробили это дело, сейчас каждую неделю приходят новые указы по собиранию этого монстра – снова правительственная связь, снова пограничные войска, снова разведка – снова все собралось, как ртуть, после того как разлетелось на мелкие шарики...
А.К. – Андрей, а в Ельцина ты веришь?
А.М. – Мне лично кажется, что Ельцина стоит поддерживать только в том случае, если он сделает вещи, которые многим не понравятся из так называемого демократического лагеря – если он резко усилит исполнительную власть на пути к рыночным преобразованиям. Т.е. если он пойдет по чрезвычайно ненавистному для многих южнокорейскому варианту. Если у нас будет во время переходу к рынку жесточайшее ограничение любых свобод, включая свободу шествий, забастовок и так далее, вплоть до расстрела коррупционеров.. Вообще в Корее все это по плану развивалось, по четкому поэтапному такому плану.. Если мы увидим такой план, пусть даже он будет сопряжен с каким-то временным отказом от свобод даже согласно этой ублюдочной конституции… В Корее, например, на определенном этапе нельзя было приобретать автомобили некорейского производства, и если бы человек ввез в страну автомобиль какого-нибудь японского или другого производства, он мог попасть в тюрьму и, естественно, этого не делал, но это маленькая, так сказать, деталь. Если по этому пути пойдет движение, то только так в России этот рынок можно ввести. Не давая протестовать и не давая воровать. Если это будет происходить так, как это происходит сейчас, то Ельцин довольно быстро лишится власти - в лучшем случае для него, а в худшем случае – он переродится.
А.К. – Если бы у тебя была личная встреча с Ельциным, какой бы ты вопрос ему задал?
А.М. – Вот этот вопрос бы задал. Я бы у него спросил :что вы собираетесь делать дальше, скажите мне?
А.Т. – Вы спросили: верите ли вы в Ельцина? Верить можно только в харизматического лидера, то есть в лидера тоталитарного типа, нельзя верить в демократического лидера. То, что сейчас сказал Андрей, я с ним совершенно согласен. Мы все сейчас ждем от Ельцина, чтобы он стал новым генералом Корниловым.
А.М. – Или генералом Пиночетом.
А.Т. - Или генералом Пиночетом, если угодно.
А.К. – Пиночетом?!
А.М. – Шутка.
А.Т. – Совсем не шутка. Вот я, например, очень от него этого жду. Очень жду.
А.К. – Пиночет же половину страны посадил, хоть и спас экономику, но...
А.Т. – Я далек от такой кровожадности, но вообще, исходя из пользы… ужасно это все выговаривать… но я думаю… это единственное, что сейчас необходимо . Потому что иначе просто вся страна будет залита кровью
А.М. – Кровью? Не думаю. В Чили коммунисты были самоотверженными, они шли под дула…
А.К. – А наши не пойдут?
А.М. – Неа, не пойдут.
А.К. – Саша, что же, вы предлагаете - сажать?
А.Т. – Да.

Повторяю, это примерно июнь 1992 года. Еще интересного в той же передаче: о неизбывной тяге творческой интеллигенции к вылизыванию властных задниц, о Лене Карпинском, Евтушенко (куда без него), и даже о конфликте между Сергеем Чуприниным и Игорем Золотусским.

Imported event Original

Expand Cut Tags

No cut tags

Style Credit