May 2025

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
В конце 1953 года Лидия Корнеевна Чуковская написала статью о детской литературе "Гнилой зуб", где поиздевалась над творчеством Анатолия Алексина и Валентины Осеевой (годом ранее получившей Сталинскую премию за книгу о Ваське Трубачеве). Ко всеобщему удивлению, статья была напечатана в "Литературной газете" в номере от 24 декабря 1953 г., правда, под другим названием: "О чувстве жизненной правды".
Не знаю уж, кто куда жаловался, но через какое-то время "Литгазета" была вынуждена поместить коллективную статью за подписями Сергея Михалкова, Николая Томана и Юрия Яковлева "По поводу критики: в порядке обсуждения": "Прочитаешь статью Л.Чуковской - и покажется, что жизненная правда состоит в изображении лишь теневых сторон жизни" и т.д.
Наивная Лидия Корнеевна тут же села писать ответную статью. Написала. Но сначала показала отцу.
Корней Иванович прочитал и оставил ей такую записку:

Статья отличная, но чем она лучше, тем она бесцельнее, бессмысленнее. Ты пришла в публичный дом и чудесно, красноречиво, убедительно доказываешь девкам, как хорошо быть благородными девицами и не продаваться солдатне по полтиннику. Девки только захохочут визгливо - и запустят в тебя кто туфлей, кто рюмкой. А хозяйка публичного дома прикажет спустить тебя с лестницы. И прежде были такие неуместные проповедники, они шли в тюрьмы к бандитам и дарили им молитвенники с бантиками или иконки Варвары-мученицы - и всегда это были патетически-смешные фигуры; а в салонах про них говорили, что они - "трогательные".
Ты приходишь к растленным писакам и заклинаешь их Чеховым быть благородными. Это "трогательно", потому что безумно.
Не сердись на меня за резкость. Ты знаешь, как я люблю тебя и твое. И мне больно, что такие громадные силы тратятся на такие бесцельности. Больно, что ты своим золотым пером выводишь эти плюгавые имена и фамилии, больно, что ты тратила время на изучение их скудоумной продукции.
Я думал, что своей последней статьей в "Литгазете" ты ушла из этого вредного цеха (ушла очень умно, победоносно), а ты снова идешь на рожон.
В эти дни, когда я буквально был при смерти, я много думал о тебе по-стариковски, прощально, и надеюсь, что хотя бы поэтому ты простишь мне мою отцовскую правду.

(no subject)

Date: 2008-02-10 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] bred-71.livejournal.com
Смотрю у Михалковых семейная традиция - писать коллективные письма:)))

(no subject)

Date: 2008-02-10 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] perlovka-blog.livejournal.com
Это вообще традиция стадности, мне кажется...

(no subject)

From: [identity profile] nizgoraev.livejournal.com - Date: 2008-02-11 11:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2008-02-10 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] illyn.livejournal.com
Глубоко.

Почему-то вспоминается попытка бывшая в журнале у Галковского, взять над русскими евреями шефство.
Или вспоминаются «блог-обзоры»
Или отделы рецензий в современной прессе.

Хорошее письмо.
А чего там такого Алексин написал в те времена?

Ну он трудится на ниве юношеской литературы с 1950 года, когда в него вышел сборник повестей "Тридцать один день". Зато сейчас, сидя в Израиле, он выдает себя за жертву режима.

(no subject)

From: [identity profile] shaulreznik.livejournal.com - Date: 2008-02-10 04:58 pm (UTC) - Expand

генсеку ООН

From: [identity profile] alextr98.livejournal.com - Date: 2008-02-10 08:03 pm (UTC) - Expand

Алексин - жертва?!

From: [identity profile] oranta.livejournal.com - Date: 2008-02-10 08:11 pm (UTC) - Expand

Тоже мне "жертва".

From: [identity profile] alextr98.livejournal.com - Date: 2008-02-10 10:45 pm (UTC) - Expand

Re: Тоже мне "жертва".

From: [identity profile] oranta.livejournal.com - Date: 2008-02-10 10:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2008-02-10 03:01 pm (UTC)
From: [identity profile] kashin.livejournal.com
Ого, я думал, Алексин моложе. А он, оказывается, уже тогда был.

(no subject)

Date: 2008-02-10 03:07 pm (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
Про Алексина см.комменты к записи: http://avmalgin.livejournal.com/617299.html

(no subject)

Date: 2008-02-10 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] maricula.livejournal.com
Увы, чувство жизненной правды у всех разное.

(no subject)

Date: 2008-02-10 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] vovapub.livejournal.com
Отличное письмо. Молодец Чуковский. В детсве одной из не раз перечитываемых книжек была "Серебрянный герб".
А Алексин - что то помню вязкое такое и аморфное совершенно. Тексты ни о чем. Какой то брат играет на кларнете, что ли.

(no subject)

Date: 2008-02-10 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] guest-informant.livejournal.com
Серебряный герб читался сто раз, но почему-то запомнилась в итоге только эта тема насчет диктанта и веревочек.

(no subject)

From: [identity profile] vovapub.livejournal.com - Date: 2008-02-10 04:18 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] maria-gorynceva.livejournal.com - Date: 2008-02-10 06:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sperlonga.livejournal.com - Date: 2008-02-10 07:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] shaulreznik.livejournal.com - Date: 2008-02-10 04:59 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] once-for-all.livejournal.com - Date: 2008-02-10 05:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2008-02-10 03:49 pm (UTC)
From: [identity profile] pessimist2006.livejournal.com
Алексин - жертва режима... Театр абсурда.
Не совсем бесталанный пистель был, но это перебор.

(no subject)

Date: 2008-02-10 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] snezhkin.livejournal.com
Эта жертва никогда ложку мимо рта не проносила. И сейчас, в меру сил, продолжает ею смачно черпать.

Как Вам смотрелся бы такой воображаемый (несерьезный) ответ на Ваше упоминание о мнимой небесталантности: "Шо б все Ваши потомки ничего кроме Алексина в детстве не читали".

(no subject)

From: [identity profile] pessimist2006.livejournal.com - Date: 2008-02-10 07:32 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2008-02-10 04:30 pm (UTC)
From: [identity profile] julinona.livejournal.com
//*надеюсь, что ... ты простишь мне мою отцовскую правду*//

Вот она мудрость человеческая.

(no subject)

Date: 2008-02-10 04:36 pm (UTC)
From: [identity profile] ex-anticomp.livejournal.com
это случайно не та статья, по случаю которой кто-то написал знаменитый некогда стишок?:
Не день сегодня а феерия ликует публика московская открылся ГУМ закрылся Берия и напечатана Чуковская
...нет, Берию вроде летом взяли значит то была какая-то другая статья

(no subject)

Date: 2008-02-10 04:42 pm (UTC)
From: [identity profile] samon.livejournal.com
его в этот день расстреляли. так что именно "та статья"

(no subject)

Date: 2008-02-10 05:32 pm (UTC)
From: [identity profile] fedor-shilov.livejournal.com
Кстати, статья
http://www.chukfamily.ru/Lidia/Publ/zub.htm
там же дискуссия

(no subject)

Date: 2008-02-10 07:58 pm (UTC)
From: [identity profile] sperlonga.livejournal.com
Спасибо за ссылку!
Что можно сказать по прочтении оригиналов (http://www.chukfamily.ru/Lidia/Publ/zub.htm и http://www.chukfamily.ru/Lidia/Publ/kritika.htm)?
Критика со стороны Л.К.Ч. - довольно вялая и слабо аргументированная. Ответ со стороны литературных генералов - весьма и весьма мягкий.
Одни стоят других.

Дивная лексика

From: [identity profile] alextr98.livejournal.com - Date: 2008-02-10 10:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] once-for-all.livejournal.com - Date: 2008-02-11 03:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] iguanodonna.livejournal.com - Date: 2008-02-11 09:37 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2008-02-10 05:44 pm (UTC)
From: [identity profile] sperlonga.livejournal.com
Обращаясь к своей дочери в этом письме, Чуковский подметил самое главное: неистребимое свойство Лидии Корнеевны выступать в роли аятоллы-савонаролы. До этого от неё успела отдалиться Ахматова, когда Л.К. вздумалось учить её высокой морали. Впоследствии сия дама превратилась в настоящего шефа либерально-диссидентской полиции нравов. (Достаточно почитать её нападки на Войновича по поводу идеологически неверных оценок "светоносца" Солженицына - см. "Портрет на фоне мифа (http://www.lib.ru/PROZA/WOJNOWICH/portret.txt)".)

(no subject)

Date: 2008-02-10 11:29 pm (UTC)
From: [identity profile] ammosov.livejournal.com
Да, наше журнальное противостояние вечно описывается одинаково "Оба хуже".

(no subject)

From: [identity profile] sperlonga.livejournal.com - Date: 2008-02-11 03:04 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] i-sh.livejournal.com - Date: 2008-02-11 04:52 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sperlonga.livejournal.com - Date: 2008-02-11 04:55 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2008-02-10 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] evgpopov.livejournal.com
У Осеевой особенно замечательна последняя книга "Васька-трубачка" ( их всего было три), когда повзрослевшие герои собираются в родной школе и наряжают елку под портретомСталина (1951 г.). Вдруг Осеева разражается совершенно выбивающимся из сюжета ( все стали большими советскими людьми, главный герой, Васек - морской офицер с кортиком) монологом. Монолог этот - непотребная, захлебывающаяся слюнями осанна "великому вождю".Такого себе даже отъявленные советские писательские гады не позволяли,были хитрее, чем эта.

(no subject)

Date: 2008-02-10 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] sperlonga.livejournal.com
"Волшебное слово" - это её рассказ?

(no subject)

From: [identity profile] garay.livejournal.com - Date: 2008-02-10 10:02 pm (UTC) - Expand
Я был совсем маленьким, когда прочитал "Мой брат играет на кларнете". Поэтому в политике не понимал. Но книжка понравилась. Не помню, почему :)))) Не было там активистов и активисток, по моему.
Всё так.
Ничего политического.
К слову, книги Осеевой ("Динка" и др) я очень любил в детстве. Хорошие были книги, добрые, высокохудожественные. И если была среди детских книг того времени какая-то "жизненная правда" - то скорее именно в Осеевской "Динке", да еще в Бруштейновской "Дорога уходит в даль". А других детских книг такой пронзительности и не вспомню сейчас.

С чего вдруг Чуковская (чья "жизненная правда для детей" не оставила в истории яркого следа) стала изрыгать в адрес Осеевой проклятья и называть статью "Гнилой зуб", а ее отец принялся успокаивать дочь словами в духе "голубушка, не стоит с блядьми беседовать"... Думаю, эти все страсти - на совести той черной эпохи. К чему сегодня эксгумировать те неприятные дрязги, к какой сиюминутной политической надобности, для аргументации какой позиции в каких нынешних спорах? Надо ли? Красиво ли?
я понимаю, что Вы хотели сказать.
Про Осееву. Для меня Осеева и Бруштейн - из соверешнно разных опер. В детстве Осееву можно было любить и читать. Возможно своим детям её читать уже невозможно, и не только из-за неактуальности. То, что цитирует Лидия Корнеевна - в самом деле ужас и штампы и пошлость. Бруштейн написала - ну опять же для меня - нетленку. Там - просто жизнь, высоколитературный, теплый, достпуный отпечаток эпохи. Ничего "устаревшего" при этом. Все понятно - и увлечение марксизмом, и революционные идеи - всё Актуально и Правдиво ( извините, не люблю пафосного написания слов - но тут хочется).

Про Алексина. Опять же, Чуковская цитирует какой-то "мрак!жуть!" ( Фима Собак). Он талантливый писатель(вон сколько людей тепло относятся к его повестям, и тут "заступились" за него). Но человек - очень разный. И, опять же, в треде про это много сказано: и про Метрополь, и про другие подвиги. Было соверешено много "стыдных" поступков.

Про Чуковскую. Ну она, да, пламенный борец за правду и убеждения. Не без перегибов. Её тут уже "аятоллой-савонаролой" заклеймили.

Автор журнала между прочим пост пишет Не про Чуковскую. У него акцент на письме папы. Письмо хорошее. Умное. Своевременное.

Я вот лично поддеражала бы такую точку зрения

Между Осеевой и Алексиным всё-таки есть качественная разница, и немалая. У Осеевой я не припомню ничего кроме слащаво-назидательных агиток на тему "мойте руки перед едой". У Алексина - повести "Поздний ребёнок", "Безумная Евдокия", "Мой брат играет на кларнете", что-то там про Алика Деткина (детский детектив, забыл название). Это всё хорошая литература. А какой он человек - мало ли на свете малодушных приспособленцев, которые тем не менее талантливы? На "меньшом боярине-михАлкове" так и вообще пробы ставить негде, а какое хорошее кино он в своё время делал (пока не дорвался до власти)."

Имя автора коммента боюсь переврать, но он ниже по ветке.

(no subject)

Date: 2008-02-10 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] melusine-de.livejournal.com
ах, да что там, Алексин, Алексин (да не самый он был плохой из всех)! Просто ужасно умная ссылка. Умный Чуковский, умный Мальгин, нашел умную ссылку, в правильное время и к месту. Спасибо.

(no subject)

Date: 2008-02-11 01:02 pm (UTC)
From: [identity profile] dpdmitriev.livejournal.com
Точно.

(no subject)

Date: 2008-02-10 10:50 pm (UTC)
From: [identity profile] topbot31.livejournal.com
Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Поэтому копия вашего поста доступна в ленте по ссылке (http://topbot2.livejournal.com/3920281.html)
Почитать текст со всеми комментариями можно тут (http://deep-water.ru/?http://avmalgin.livejournal.com/1147729.html)
Это Ваш 12-й ТОПовый пост за последний год (http://deep-water.ru/top/). Посмотреть статистику автора можно тут (http://deep-water.ru/top/info.php?id=5461).
Этот "бот не имеет отношения к Яндексу" © НадежныйИсточникImage

(no subject)

Date: 2008-02-10 10:51 pm (UTC)
From: [identity profile] lgdanko.livejournal.com
Простая правда в том, - мне кажется, - что советская интеллигенция, в отличие от русской, не за истину и не за совесть самоотверженно работала и сражалась, а за свое право на существование, пытаясь убедить власть в отсутствии такого права у своих оппонентов, и следовательно, обосновать необходимость уничтожения - физического или морального - своих идеологических врагов. Они прекрасно знали, что творили!.. Они сознательно предавали и уничтожали своих коллег, друзей и даже любимых...

(no subject)

Date: 2008-02-10 11:40 pm (UTC)
From: [identity profile] nugae.livejournal.com
цитата не то что бы абсолютно к месту, но тут же из детства вспрыгнула:

"соловей не поет для свиней! позови-ка ты лучше ворону!"

тоже чуковский :)


спасибо.

(no subject)

Date: 2008-02-11 01:11 am (UTC)
From: [identity profile] mbpolyakov.livejournal.com
забавно, но фраза насчёт Чехова и сегодня очень актуальна. Попробуй сказать что-нибудь какому-нибудь Сергею Минаеву или Юрию Полякову о Чехове - тоже туфлёй получишь.

(no subject)

Date: 2008-02-11 01:39 am (UTC)
From: [identity profile] marishina.livejournal.com
ничего не могу поделать с тем, что нравится мне почти все у АА, включая недавнюю Сагу о Певзнерах.

(no subject)

Date: 2008-02-11 03:13 am (UTC)
From: [identity profile] sperlonga.livejournal.com
Между Осеевой и Алексиным всё-таки есть качественная разница, и немалая. У Осеевой я не припомню ничего кроме слащаво-назидательных агиток на тему "мойте руки перед едой". У Алексина - повести "Поздний ребёнок", "Безумная Евдокия", "Мой брат играет на кларнете", что-то там про Алика Деткина (детский детектив, забыл название). Это всё хорошая литература. А какой он человек - мало ли на свете малодушных приспособленцев, которые тем не менее талантливы? На "меньшом боярине-михАлкове" так и вообще пробы ставить негде, а какое хорошее кино он в своё время делал (пока не дорвался до власти).

(no subject)

Date: 2008-02-11 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] kislaya.livejournal.com
я присоединюсь к Вам. Алексин - хорошая литература. Осеева - ну мой вкус не хорошая. Михалков вызывает зуд уже не только у Земли, а Неоконченная пьеса - гениальное кино.

Правда я считаю ( ещё, дополнительно), что малодушие и приспособленчество ( равно как и прочие... отрицательные ... этические человеческие характеристики) имеют тенденцию давать накопительный эффект -проще говоря, начинают влиять на качество продукта и талант.

Тот же Михалков - яркий пример. Пока не бздел про батюшку царя и самодержавие - фильмы были Иного Порядка.

Есть у меня личное мнение, что тот же Солженицын примерно параллельно : сбрендил и потерял писательский талант.

Талантливые гады не теряющие ни капли таланта - скорее редкости.

(no subject)

From: [identity profile] tu22m3.livejournal.com - Date: 2008-02-11 05:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2008-02-11 10:13 am (UTC)
From: [identity profile] from-evgesha.livejournal.com
странно, я лично в детстве Васька Трубачева несколько раз читала, если я не ошибаюсь то там аж трилогия. И мне, как ребенку, книга была очень интересна. Может я чего не понимаю и жуткие, странной травкой навеянные, страшилки про тараканище гораздо ближе к Чехову?

(no subject)

Date: 2008-02-11 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] nizgoraev.livejournal.com
Может чего и не понимаете, очень похоже на правду!

(no subject)

Date: 2008-02-11 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] bigderevo.livejournal.com
Клева)

(no subject)

Date: 2008-02-11 01:20 pm (UTC)
From: [identity profile] racoshy.livejournal.com
Удивляет, что до сих пор писательская и читательская интеллигенция (никого не хочу обидеть этим словом:)) никак не решит вопрос - лизать или не лизать? Чего это вообще обсуждать? Пишите и читайте то, что вам хочется - благо вот Сеть есть. Книги публиковать сегодня - по-моему тоже стыдно должно быть:) - если в книжных магазинах на стенде "самых продаваемых" стоят минаевы и барщевские - о каком нравственном выборе вообще речь-то? Нравственность писателя - пиши хорошо, независимо от того, какая власть нынче. Если умеешь. А не умеешь - не пиши. Все остальное - безнравственность. Особенно, когда не умеешь писать, но умеешь печататься и раскручиваться.

(no subject)

Date: 2008-02-11 06:09 pm (UTC)
From: [identity profile] hoholusa.livejournal.com
Нда. Чуковская выбрала пару не самых лучших произведений Алексина и написала не самую умную статью.

(no subject)

Date: 2008-02-13 08:20 am (UTC)
From: [identity profile] sniffmoomin.livejournal.com
Для тех времён статья исключительно умная и дельная. Не забывайте, это ведь начало 50-х. У Алексина тогда просто не было ничего другого, если уж выбирать из его "творений" лучшие и худшие. Он на подобных "прелестях" в детскую литературу и въехал - на них да на шлейфе Михалкова-старшего. Как быстро всё забывается!

(no subject)

From: [identity profile] hoholusa.livejournal.com - Date: 2008-02-13 02:23 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sniffmoomin.livejournal.com - Date: 2008-02-13 03:41 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] hoholusa.livejournal.com - Date: 2008-02-13 04:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] flat-513.livejournal.com - Date: 2012-11-13 06:21 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] flat-513.livejournal.com - Date: 2012-11-13 06:32 pm (UTC) - Expand