
Яркую, эксцентричную, острую на язык Нелю Штепу, мэра города Славянска, знала вся Украина. Две из 12 комнат ее двухэтажного дома были отведены под гардероб, в нем хранились 300 платьев и 40 пар обуви. Дизайн нарядов она придумывала сама. Каждое утро Неля Штепа плавала в собственном бассейне, потом занималась йогой и отправлялась в хамам, а на работу являлась с двумя ручными черепахами. В Славянске многие ее обожали и называли "мамой"...
– У вас был красивый дом в Славянске, сейчас вы даже не смогли в него вернуться. Он полностью разграблен?
– Да, его полностью разграбили. Мы даже не знаем, кто его разграбил. Он стоит совершенно пустой, поэтому я у своей подружки живу.
– Это случилось в 2014 году?
– Когда были у нас здесь в городе боевики. Они разграбили, потом другие пришли. Все там приложили руку к тому, чтобы дом был пустой. Но я поняла в СИЗО, что пока ты не уверен, нельзя обвинять человека.
– У вас ведь была огромная коллекция платьев, туфель. Всё пропало?
– Я думаю, сегодня в моих платьях и туфлях ходят жены боевиков. Ну пусть они ходят, пусть это будет им на здоровье.
– Как вас встретили в городе?
– Я узнала, когда меня освободили, что весь город отмечал мое освобождение. Не было безразличных людей.
– За три года многое в Славянске, да и во всей стране изменилось. Какие у вас впечатления?
– Я город не видела, я нахожусь под домашним арестом, не имею права выходить из дома...
– Писали журналисты, что вы хотите стать президентом Украины. Это правда?
– Такой у нас был старец Зосима, царство ему небесное, он давным-давно сказал: ты в 2018 году будешь руководить Украиной. Мне задали вопрос, выполнится ли предсказание этого старца, который как Ванга у нас здесь почитается. Я вам так скажу: если это надо будет, я готова. Все в руках Господа Бога, если Господь Бог решит, что нужна стране мама, которая действительно сделает эту страну богатой и мирной, то да. А если нет, то мне достаточно будет моего города Славянска, достаточно будет, что я каждый день буду видеть свою семью, своих детей. Я соскучилась по своим внукам! Я четыре своих дня рождения, четыре дня рождения своих внуков, моих детей, четыре 9 мая отметила не дома, взаперти. Это очень много. Человек, который знает, что он не виноват, что меня просто подставили. Все прекрасно понимают, что сдали город работники милиции, СБУ, прокуратура – это все были указания сверху, и есть эти указания. Просто решили быстренько наказать одного невиновного человека для того, чтобы скрыть других виновных людей. Поэтому я скажу, что это очень сложно, но если надо будет, я буду президентом.
– Кого вы вините в том, что с вами произошло? Есть конкретный человек?
– Да, есть конкретные люди – это Турчинов и Ирина Геращенко, которые для того, чтобы скрыть свои связи с боевиками, обвинили меня на всю страну, что я взяла боевиков, хотя я единственный мэр в Украине, который отказался работать на боевиков. Я за это провела 81 день в плену. Эти люди, Турчинов и Геращенко, общались с боевиками, они дали им возможность без единого выстрела выйти из Славянска. 8 часов они ехали из Славянска в Донецк. В этот момент, когда они ехали колонной пять километров, бомбили город Славянск, скинули 300 бомб. Скинули бы они пять бомб на эту колонну, и ситуации, которая была в Иловайске, в Дебальцево, в Донецке, просто не было бы. Но это был такой договорняк, они договорились. Для того чтобы снять с себя вину, снять вину с СБУ, милиции, прокуратуры, они на всю страну объявили, что виновата во всем Штепа Неля Игоревна, бездоказательно, без ничего...
– А зачем Турчинову и Геращенко понадобилось договариваться с боевиками?
– Вы знаете, что на войне люди зарабатывают деньги. Эту войну можно было закончить за один день. Славянск 50 человек захватило, можно было отправить армию, не такую, как сегодня, 200–300 тысяч, а отправить сто человек, и эти сто человек ликвидировали бы войну. Но люди почувствовали вкус денег на войне, и никого не интересует, что это кровь многих-многих людей. Сегодня наше правительство зарабатывает на этой войне деньги. Войну надо заканчивать другим странам, надо приехать сюда и сказать: вы должны закончить войну сегодня либо мы начнем проверять все финансовые вопросы военные. Тогда они закончат. Всем понравилось зарабатывать деньги на войне.
– А роль России как вы оцениваете? Вы в свое время даже говорили, что вам нравится Путин. Как вы сейчас к нему относитесь?
– Я это говорила, когда находилась в плену. Если бы я это не сказала, расстреляли бы моих детей. Даже не хочу говорить, нравится мне кто-то или не нравится. Все, что я могу сказать про Путина, – он защищает границы своей страны. Но очень плохо, что он защищает границы своей страны на моей территории. Пусть защищает на своей территории, я не хочу, чтобы гибли мои люди. Это его проблемы...
– А что вы думаете о Гиркине-Стрелкове?
– Я его ни разу не видела, этого Гиркина. За его действия, я считаю, он должен понести очень суровое наказание. За то, что он сделал с моей страной, с моим городом, этот человек должен быть наказан серьезно. Я пробыла у него в плену, он три раза писал трибунал на мой расстрел. Человек неадекватный, однозначно неадекватный. Я боялась, что он меня расстреляет в плену. Я его никогда не видела, я с ним не разговаривала, но если бы сегодня его увидела, я бы ему глаза повырывала.
– Что, на ваш взгляд, будет с Донбассом? Удастся ли часть, которая сейчас находится под контролем сепаратистов, вернуть в состав Украины?
– Если закончить сегодня войну, Донбасс вернется в состав Украины. Сегодня должна быть политическая воля нашего руководства. Не этот цирк, это шоу, что они разыгрывают на Донбассе, а должна быть политическая воля руководства страны, чтобы закончилась война. Никто никого не преследует, и Донбасс перейдет спокойно, все люди перейдут...
ОТСЮДА