May 2025

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Вот я опубликовал недавно скан из старой газеты 1937 года, где поэт Перец Маркиш в стихотворной форме выразил восторг по поводу процессов над врагами народа. Он там даже призывает им выколоть глаза. "Ни капли милости взбешенной волчьей стае! Пусть сгинут! Никому пощады не давай!" - это уже обращение к суду от имени многомиллионного народа (я только не понял, какого - всего советского или только еврейского, потому что стихотворение, как написано в газете, "перевод с еврейского").

На Фейсбук пришло письмо от родственницы поэта Маркиша, которая работает в Москве исполнительным директором крупного издательского дома, выпускающего корпоративные журналы (от "Аэрофлота" до "Мегафона" и Моэнерго). Как и я, она училась на журфаке МГУ. Орфографию и пунктуацию сохраняю, а вот фамилию называть не буду.

Андрей, негоже вытаскивать такие вещи сейчас на всеобщее обозрение... Вы то вроде должны понимать зачем это все писалось - не все могли себе позволить вставать в позу, большенство так защищали, нет, даже не себя самих - свои семьи... А теперь люди, плохо знающие историю и уж совсем на знающие этих писателей, судят о них по этим стихам... Думаю вы как ни кто другой знаете, что если каждого поглубже капнуть - можно вытащить на свет божий самые нелицеприятные вещи... Мне например, как родственнице Переца Маркиша очень неприятно что вы вывешиваете эти его стихи (стихи, написанные в тот период его жизни, когда практически вся его семья уже была репрессирована, а он сам понимал что не сегодня-завтра придут и за ним, его женой и детьми). Если творчество Бабеля в этой стране еще хоть как то известно, то вот потрясающую поэзию Маркиша здесь знают единицы и теперь судить о ней будут по этому вашему "историческому изысканию"... Ну, впрочем, странно было бы от Вас ожидать чего-то иного... Зато "вброс говна на вентилятор" состоялся...

Тут автор письма немного погрешила против истины. В 1937 году Перец Маркиш был одним из руководителей Союза писателей, как раз в этот период публиковал огромные и неудобоваримые поэмы и романы, в которых, как писала Большая советская Энциклопедия, были "отражены наиболее значительные события советской действительности, коренные перемены в жизни еврейского народа". По всей стране в театрах шли его революционные пьесы. Репрессии против родственников, о которых пишет моя корреспондентка, если и были, совсем не помешали ему вступить спустя пару лет в партию и возглавить в Союзе писателей еврейскую секцию (была там такая). В 1939 году он был награжден орденом Ленина, и все было бы хорошо, но после войны Сталин развернул программу государственного антисемитизма, и Переца Маркиша в 1949 году арестовали, а спустя три года расстреляли, чуть-чуть до смерти любимого вождя не дотянул.

Ну что делать. Я ответил автору обращения так:

Уважаемая <...>! Я давно занимаюсь этой темой, с 2005 года регулярно публикую разнообразные факты о жизни советских писателей, в том числе и подобные газетные заметки, и даже писательские доносы. Я не согласен с вами в том, что нехорошо, что "люди, плохо знающие историю и уж совсем на знающие этих писателей, судят о них по этим стихам..." Люди, не знающие этих писателей, пропустят все это мимо ушей, я вас уверяю. А вот для тех, кто интересуется историей, в том числе историей литературы, знание подобных фактов не повредит. Публиковать надо всё - в том числе и такого рода сочинения. Вот такая у меня позиция. Повторяю, давняя и последовательная.

Я думал, что высказался достаточно исчерпывающе, но получил ответ:

Как я понимаю, вы тоже относите себя к литераторам. Подумайте, все ли ваши произведения, в том числе и произведения "эпистолярного жанра" заслуживают обнародования? Подозреваю, что ваше творчество тоже не столь общеизвестно, что бы "жаренные" произведения вроде писем, статеек, написанных в советский период по "служебной необходимости" не перевесили ваших литературных произведений которые вы считаете своей удачей и по которым, как вы расчитываете, будут судить о вашем творчестве... Думаете сегодня, завтра, через год или 10 лет кто-нибудь не вывесит в сеть ваши сочинения, за которые вам было бы совестно? Ну разве что разница в том, что вы их писали не под угрозой уничтожения...
Прежде чем "публиковать все" подумайте, примерьте эту позицию на себя. Хотелось бы вам что бы о вашем творчестве судили по вашим "лучшим" произведениям? Вы же знаете, сейчас можно выложить в сеть все, включая личную переписку "литератора"... чем не "история литературы"?


Такой ответ мне не понравился. В советский период я не писал никаких "статеек", за которые мне было бы стыдно. Студентом занимался научпопом в журналах типа "Знание - Сила", потом писал о молодых музыкантах и, наконец, о литературе. В конце концов, еще при советской власти я стал сотрудничать с радио "Свобода", что было совсем небезопасно. Но об этом я решил не писать. Кроме того, в ответе уважаемой дамы - родственницы Переца Маркиша - я увидел всякие намеки нехорошие про выкладывание в сеть личной переписки. Конечно, я мог бы ответить в том ключе, что никакой личной переписки Маркиша я не опубликовал, а лишь воспроизвел то, что сам Маркиш напечатал. Ведь даже заказное стихотворение можно написать по-разному. Раз опубликовал в центральной газете такое, значит знал, что делает. Но я решил закруглить дискуссию и ответить по сути проблемы, не касаясь личностей. В конце концов, гибель ближайшего родственника - трагедия для семьи, тут даже спорить нечего. Но ведь такими же трагедиями для тысяч семей были смерти тех людей, которых столь яростно и ярко призывал уничтожить Перец Маркиш. Поэтому я ответил очень кратко:

Мариэтта Чудакова как-то сказала, что надо в собраниях сочинений публиковать даже трамвайные билеты, которыми воспользовался автор. То есть публиковать вообще все. Я сторонник той же точки зрения.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>

(no subject)

Date: 2011-06-22 09:13 am (UTC)
From: [identity profile] kofeman.livejournal.com
А вы не боитесь, что уважаемая родственница в своей диффамации подвергнет критике ваш ужасный, пестрящий ошибками русский язык?

(no subject)

Date: 2011-06-22 11:51 am (UTC)
From: [identity profile] queenty.livejournal.com
У нее русский язык лучше?
"Если каждого поглубже капнуть "...

(no subject)

From: [identity profile] nadezdanadezda.livejournal.com - Date: 2011-06-22 01:35 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] goldblond.livejournal.com - Date: 2011-06-23 02:30 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] kofeman.livejournal.com - Date: 2011-06-22 04:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2011-06-22 09:14 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/yurich_/
Я бы задал гражданке более простой вопрос. Нечто вроде того, что не находит ли она удивительными стихотворные призывы к безжалостной расправе с врагами от человека, чьи родственники репрессированы?

Ведь наверняка можно было и просто промолчать.

(no subject)

Date: 2011-06-22 09:24 am (UTC)
From: [identity profile] ad-cash.livejournal.com
Перец получил, чего просил:
"Вы не шейте ливреи, евреи".
Перечница, конечно, живой пример вырождения, но отрадно, что хотя бы и стихов не пишет.

(no subject)

Date: 2011-06-22 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] sea2007su.livejournal.com
Нет, она стихов не пишет, она всего лишь является "исполнительным директором крупного издательского дома, выпускающего корпоративные журналы (от "Аэрофлота" до "Мегафона" и Моэнерго)".

Лучше бы она стихи писала...

(no subject)

From: [identity profile] ad-cash.livejournal.com - Date: 2011-06-22 10:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sea2007su.livejournal.com - Date: 2011-06-22 10:20 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2011-06-22 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] yalexey.livejournal.com
Интересная позиция. И долго люди связанные с публикациями будут руководствоваться принципами, по которым историю можно и следует корректировать?

(no subject)

Date: 2011-06-22 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] starik75.livejournal.com
Тут особый случай - она родственница.
А значит никакого объективного взгляда не будет

(no subject)

From: [identity profile] yalexey.livejournal.com - Date: 2011-06-22 09:52 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] starik75.livejournal.com - Date: 2011-06-22 09:56 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] sea2007su.livejournal.com - Date: 2011-06-22 10:03 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2011-06-22 09:29 am (UTC)
From: [identity profile] pmoscow.livejournal.com
Андрей, ваша позиция - единственно верная в данном вопросе. А тётка хитрит, прикрывается грядущими, но не состоявшимися репрессиями. Тогда каждый гражданин СССР мог быть репрессирован.
и те, кто непосредственно пытал и расстреливал - тоже стремились проявить рвение, спасая себя и свои семьи.

(no subject)

Date: 2011-06-22 09:32 am (UTC)
From: [identity profile] vovapub.livejournal.com
Там же не личная переписка, там скан с газеты, как я понимаю. А ее потом немного не туда понесло, не в ту сторону.

(no subject)

Date: 2011-06-22 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] ulrith.livejournal.com
Вы с ней прямо как с интеллигентным человеком. А она писать без ошибок не умеет…
Ну подняли вы эту быдлородственницу до своего уровня своими вежливыми ответами, и что дальше?
Ясно же, не в коня корм.
У Вас интеллигентный = грамотный? Не вижу корреляции. Про дисграфию\дислексию слыхали? А вот лексика, она да, выдаёт уровень общей культуры.

(no subject)

Date: 2011-06-22 09:37 am (UTC)
From: [identity profile] vka13.livejournal.com
То что было, то было... Можно понять уважаемую Т.С., но знать о том, что происходило, просто необходимо... хотя для того, чтобы избежать подобного... И никто не будет осуждать расстрелянного поэта, тут Т.С. неправа

(no subject)

Date: 2011-06-22 09:42 am (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
Почему Т.С.? Она Ю.П.

(no subject)

From: [identity profile] starik75.livejournal.com - Date: 2011-06-22 09:57 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] vka13.livejournal.com - Date: 2011-06-22 10:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2011-06-22 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] apetrov1959.livejournal.com
Публичный призыв к убийству и трамвайный билет? Конечно же обязательно надо знать о таких поступках.Иначе не понять того времени.Но многих устраивает черно-белая картинка.У Переца Маркиша есть хороший том в знаменитой большой серии Библиотеки Поэта,для которой многие другие поэты оказались недостойны.

(no subject)

Date: 2011-06-22 09:47 am (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
Большая серия - не аргумент. Там и говно выходило полнейшее. Хотя я вполне допускаю, что Маркиш писал замечательные (как все говорят) лирические стихи. Большие формы - конъюнктурщина и голимый соцреализм.

(no subject)

Date: 2011-06-22 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] dik-tohon.livejournal.com
чего стыдиться? талантливый человек должен быть талантлив во всем! в том числе и в деле спасения себя и своей семьи. выколоть глаза - неплохой ход, цепляет. но судя потому что его расстреляли, талантливо подлизываться мало, надо гениально.

(no subject)

Date: 2011-06-22 09:53 am (UTC)
From: [identity profile] neps.livejournal.com
зато сразу видно, что задело её,
стыдно, видать

(no subject)

Date: 2011-06-22 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] voci-toki.livejournal.com
Я не знаю правильно или неправильно публиковать эти стихи, но такие стихи абсолютно не повлияли на мое мнение об Ахматовой – самой выдающейся русской женщине 20 века.

(no subject)

Date: 2011-06-22 10:03 am (UTC)
From: [identity profile] yalexey.livejournal.com
Вопрос так не стоит. Стихи уже опубликованы. И решение это принял автор.
Сейчас можно встретить массу заявлений, типа, ах я была так очарована Путиным... Ах я писала такие глупости. У того же Кашина были заметки о чеченской войне... Но, на сколько я знаю, ни кто не предлагает забыть и запретить публиковать.

(no subject)

From: [identity profile] boss-oleg.livejournal.com - Date: 2011-06-22 01:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2011-06-22 09:59 am (UTC)
From: [identity profile] adesigna.livejournal.com
Именно из-за того, что существует точка зрения "не надо ничего публиковать" необходимейшего сдвига в общественном сознании не происходит. Именно из-за этого замалчивания (привычное "лишь бы сор из избы не выносить"), из-за отсутствия широкой дискуссии то, что для страны было огромной трагедией, не осознается как огромная трагедия, а просто как один из моментов индустриализации.
Именно поэтому теория "Лес рубят - щепки летят" побеждает в массовом сознании при обсуждении событий сталинского периода, а сам Сталин начинает фигурировать как "эффективный менеджер".

(no subject)

Date: 2011-06-22 10:01 am (UTC)
From: [identity profile] lesnoybrodyaga.livejournal.com
Не обязательно было Маркишу стараться стать первым учеником.

кстати, не он ли являлся прототипом филолога Переца в повести Стругацких "Улитка на склоне"?
(а Союз писателей обозначен как "Управление леса")

(no subject)

Date: 2011-06-22 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] digibi.livejournal.com
Среди советских писателей, особенно сталинского периода, вы почти не найдете автора, который бы уклонился от участия в соответствующих идеологических кампаниях. Это было вообще время подлецов - глобальный факт, который однако никак не оправдывает писаших такие строки. Никто их в союз писателей не тянул. В Вашей заметке меня удивило другое - уровень людей, занятых СЕГОДНЯ в сфере СМИ и издательств. Вот уж сброд так сброд!

(no subject)

Date: 2011-06-22 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] igor-panin.livejournal.com
Ну как бы не все призывали глаза выкалывать :)
Это уж как-то... совсем.

(no subject)

From: [identity profile] digibi.livejournal.com - Date: 2011-06-22 10:15 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] alec-milkin.livejournal.com - Date: 2011-06-22 10:32 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] digibi.livejournal.com - Date: 2011-06-22 10:35 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-panin.livejournal.com - Date: 2011-06-22 10:53 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] digibi.livejournal.com - Date: 2011-06-22 10:59 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com - Date: 2011-06-22 11:05 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-panin.livejournal.com - Date: 2011-06-22 11:06 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] digibi.livejournal.com - Date: 2011-06-22 11:08 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-panin.livejournal.com - Date: 2011-06-22 11:12 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] digibi.livejournal.com - Date: 2011-06-22 11:47 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] igor-panin.livejournal.com - Date: 2011-06-22 12:07 pm (UTC) - Expand
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] digibi.livejournal.com - Date: 2011-06-23 11:25 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com - Date: 2011-06-24 04:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] digibi.livejournal.com - Date: 2011-06-24 09:10 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgpopov.livejournal.com - Date: 2011-06-23 10:57 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] boss-oleg.livejournal.com - Date: 2011-06-22 01:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zanuda.livejournal.com - Date: 2011-06-23 06:51 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] digibi.livejournal.com - Date: 2011-06-23 08:26 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2011-06-22 10:11 am (UTC)
From: [identity profile] burenka2.livejournal.com
Грешно переписывать исторические факты, либо умалчивать о них. Всегда были и будут человеки, которые "полируют" своё родословие.
Только вот что изменится от того, что твой родственник был говном? Главное, сам будь человеком.
Тем более, если надеешься на славу и признание...
Я согласна с автором, можно промолчать иногда, особенно, если от волнения пишешь с ошиПками.

(no subject)

Date: 2011-06-22 12:33 pm (UTC)
From: [identity profile] starik75.livejournal.com
Только вот что изменится от того, что твой родственник был говном? Главное, сам будь человеком.
так-то оно так, но тень бросает

(no subject)

Date: 2011-06-22 10:17 am (UTC)
From: [identity profile] timgabets.livejournal.com
Русский язык потрясти меня до глубины плеч. И еще "большенство" понравилось и "негоже" и раздельное "что бы" и запятые еще. Пусть не на письма отвечает а ЕГЭ по русскому пиздует сдавать.

P.S. Тут не матерятся?

(no subject)

Date: 2011-06-22 10:38 am (UTC)
From: [identity profile] our-son.livejournal.com
Человек пишет про себя в публичной автобиографии, что, мол, между делом поступила и даже поучилась на журфаке (не хочу давать точной цитаты, чтобы не деанонимизировать родственницу Маркиша) - чего же вы хотите? Как училась, так и пишет.

(no subject)

Date: 2011-06-22 10:24 am (UTC)
From: [identity profile] molli-lii.livejournal.com
Перец Маркиш
Осень

Там листья не шуршат в таинственной тревоге,
А, скрючившись, легли и дремлют на ветру,
Но вот один со сна поплелся по дороге,
Как золотая мышь искать свою нору.

И сад не сторожат пусть входит кто захочет,
Там вихри, холод, дождь, секущий и косой,
И никого. Печаль одна здесь слезы точит,
Но вдруг жужжанье слух улавливает мой.

Пчела спешит пешком по рыхлому песочку,
Тяжелым обручем пчелиный сжат живот,
И так она ползет чрез пень и через кочку
И судорожно вдруг на голову встает,

И крылышки свои вдруг задирает криво,
Как зонтик сломанный, они теперь торчат,
И смерть уже слышна в жужжанье торопливом...
На осень тишина переезжает в сад.
1948

(no subject)

Date: 2011-06-22 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] ignik.livejournal.com
Дык это она не с Вами, а с Перцом спорит. Он же про подобных буржуа и писал :-)

(no subject)

Date: 2011-06-22 10:35 am (UTC)
From: [identity profile] alec-milkin.livejournal.com
Странно, что вы так много и подробно ей отвечали.
Сын за отца не в ответе. Двоюродная внучка, или кто там ей этот Перчик, тем более.

(no subject)

Date: 2011-06-22 10:37 am (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
Я отвечал, потому что это были не письма. Это был обмен мнениями в ветке комментариев, и это было рассчитано на аудиторию.

(no subject)

Date: 2011-06-22 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] radistradist.livejournal.com
П.Маркеш получил той дубиной, которой он просил наказать врагов народа. Хороший урок тем ,кто призывает власть кого-либо наказать, сослать, умертвить. Примеряйте это на себе и своих близких.

(no subject)

Date: 2011-06-22 10:52 am (UTC)
From: [identity profile] olympoff.livejournal.com
И действительно, на фига вы в этом говне к а п а е т е с ь,
С инт., Артем Олимпов

(no subject)

Date: 2011-06-22 10:54 am (UTC)
From: [identity profile] dermischling.livejournal.com
А вы разве не знали, что любое компрометирующее упоминание евреев является суть антисемитизмом? Вот, и американские власти так считают в своей официальной политике мониторинга этого явления. Вот либералы всех мастей должны ужо набежать, заклеймить и объяснить вам ваши неправоту, если вы конечно же проявите признаки раскаяния. А пока что то таких признаков не видно, между прочим.

(no subject)

Date: 2011-06-22 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] vbobruysk.livejournal.com
Сложилось такое впечатление, будто под вторым ответом она имела в виду саму себя.

(no subject)

From: [identity profile] dermischling.livejournal.com - Date: 2011-06-22 01:49 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2011-06-22 11:00 am (UTC)
From: [identity profile] tarusai.livejournal.com
да разве мы можем судить тех когда у нас вполне респектабельные и какбэ продвинутые люди
и целовать медведева бросаются (сами, по зову сердца - не под дулом автомата) и гордятся тем как развели инет-лохов на голосование за подставу жгуна-игруньчика, и сидят в красивых интерьерах изображают что всё круто и хорошо и есть будущее у молодежи прессконференции изволят давать, и за счет умирающих без лекарств и полноценной еды из - и так уже разворованного бюджета - изображают на хороших гонорарах оттуда же культурный процесс по заказу партии и правительства..
и ничего - все рукопожатные со всеми *круто* и правильно быть знакомым выпивать на блядских нескончаемых фуршетах - считай на шевелящихся могилах что называется обычных беззащитных людей.

у этого стихотворения Марикиша нет оправдания конечно но мы даже не испытывая такого страха под каким жили они - и все же мы и без угроз расстрелом сбили все наводки - перевернутый мир где даже лучшие - самые ужасные

(no subject)

Date: 2011-06-22 11:10 am (UTC)
From: [identity profile] in-collibus.livejournal.com
К сожалению, получается, что определенная часть наших сограждан жаждет, чтобы общество в целом "повинилось", но именно жаждущие и требующие "покаяния" хотят умолчать о своей собственной родословной. Ваша ситуация с родственницей Маркиша напоминает призыв В.Яковлева в журнале "Сноб".
Внук Переца Маркиша стал монахом. И теперь поучает православную братию жизни. Но он пишет грамотно (или его редактируют?)

Ваша точка зрения для нормального человека единственно верная : если постоянно молчать и умалчивать, то ничего никогда не изменить. И способность нашей страны постоянно идти по кругу тоже связана с нежеланием осмыслять ошибки.

И если говорить об обычной обычной человеческой справедливости: почему каждому потомку тех, кто доносил и расстреливал, всегда хочется думать, что так делали ВСЕ?
Спасибо Вам за Вашу позицию!!!
Page 1 of 2 << [1] [2] >>