May 2025

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Из интервью с деканом исторического факультета МГУ, академиком РАН Сергеем КАРПОВЫМ:

Bufer_obmena-10

- Восемьдесят лет назад, в 1934 году вышло постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР»...

- Постановление 1934 года о преподавании гражданской истории — это веха в изменении отношения государства к исторической науке как таковой. И в целом, к исторической памяти. Если с 1919 года прошлое рассматривалось как некий атрибут социологических схем, только в контексте смены формаций и революций, то с 1934-го фактически был принят принципиально другой подход, направленный на изучение реальной истории — источников, артефактов. Именно в этом направлении исторической науке и предстояло развиваться.

- Сегодня в обществе отношение к истории хоть и пристальное, но неоднозначное. Постоянно идут разговоры о ее фальсификации, не первый год ведется речь о создании единого учебника, в отношении какого-либо периода или события можно услышать самые разные, порой взаимоисключающие, точки зрения... Какие, в этой связи, основные задачи, которые стоят сейчас перед исторической наукой?

- Конечно, любая история политизирована. Но надо просто знать, где правда, а где вымысел. Если мы говорим о великих победах, — ими нужно гордиться. А когда заводим речь о горьких поражениях, которые тоже были, необходимо объяснять, почему они имели место, что сделано для их предотвращения, и какие уроки из этого извлечены.

Я не согласен со знаменитой фразой Ключевского, что история ничему не учит. История как раз учит — но тех, кто хочет учиться. Люди, которые не желают извлекать уроков из истории, допускают майданы.


ОТСЮДА
Page 1 of 2 << [1] [2] >>
(deleted comment)

(no subject)

Date: 2014-06-18 03:20 pm (UTC)
timur_nechaev77: (Default)
From: [personal profile] timur_nechaev77
)))))
(deleted comment)
(deleted comment)

(no subject)

From: [identity profile] nevnik69.livejournal.com - Date: 2014-06-18 08:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Алексей Чернов - Date: 2014-06-18 09:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2014-06-18 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] viktor-ch.livejournal.com
Про поражения надо оговаривать, почему они были и чему научили, а победами надо, мол, просто и однозначно гордиться, и не задавать вопросы о том, какой ценой они достались.
Историк, бля!...

(no subject)

Date: 2014-06-18 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] zuiderzee.livejournal.com
Научный руководитель лаборатории истории Византии и Причерноморья МГУ.
Зато крымнаш.

(no subject)

Date: 2014-06-18 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] Павел Кравцов (from livejournal.com)
Перефразировав известное изречение: "История - продажная девка...!"

Нет

Date: 2014-06-18 04:11 pm (UTC)
From: [identity profile] lion-casserole.livejournal.com
.
История - это наука, которая делает человека гражданином. Герой одного из европейских писателей заметил однажды, что курсы физики и математики в школах (пансионатах) довоенной Германии и Франции - одинаковые, а истории (и философии) - разные.

Re: Нет

From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com - Date: 2014-06-18 05:15 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2014-06-18 03:23 pm (UTC)
From: [identity profile] truechelovek.livejournal.com
Смешно, но последний в мире человек, который действительно извлек из истории уроки, умер уже 400 лет назад.

И уже четыреста лет назад он предсказал России:

...покуда ваша глупость
(Которая беду тогда лишь видит,
Когда беда придет) защиты всякой
Вас не лишит (ведь вы враги себе)
И не отдаст вас в рабство иноземцам,
Которые без боя победят!

(В.Шекспир "Кориолан", II, 3, пер. Ю.Корнеева)

(no subject)

Date: 2014-06-18 03:25 pm (UTC)
From: [identity profile] kirill58.livejournal.com
Василий Розанов: «Русь слиняла в два дня. Самое большое — в три… Не осталось Царства, не осталось Церкви, не осталось войска и не осталось рабочего класса. Что же осталось-то? Странным образом буквально ничего».

РФ слиняет так же быстро.
Нам гордость и горечь
Историй Российских
В наследство достались
От прошлых веков...
Орел на гербе,
Но - звезда, над столицей!
Хоть стяг - триколор,
Но!
Тройной михалков?

(no subject)

Date: 2014-06-18 03:32 pm (UTC)
From: [identity profile] silva-silva.livejournal.com
Ну а что хорошего в Майдане? Майдан - показатель несменяемости власти нормальным, демократическим путём. Когда людей довели до отчаяния. В стране, где демократия УЖЕ есть, майданов (с побоищем) быть не должно, потому что исполнительная власть, законы и суды работают. Как-то так. Думаю, Карпов именно это и имел в виду (ну, во всяком случае, я надеюсь, что это!))) А так - хрен его знает, о чём он. Тема не раскрыта.

(no subject)

Date: 2014-06-18 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] peter-slyadek.livejournal.com
Вы правы. Майдан - как хирургическая операция, до неё лучше не доводить.

(no subject)

From: [identity profile] irina kotipalo - Date: 2014-06-18 04:09 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] davnym-davno.livejournal.com - Date: 2014-06-18 04:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com - Date: 2014-06-18 04:24 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] silva-silva.livejournal.com - Date: 2014-06-18 04:46 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] choo-kotka.livejournal.com - Date: 2014-06-18 08:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] silva-silva.livejournal.com - Date: 2014-06-18 10:33 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Владимир Френкель - Date: 2014-06-19 06:17 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2014-06-18 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] alexander volkov (from livejournal.com)
В МГУ, в мое студенчество такие бронтозавры попадались среди профессуры. Предсталяю, что там теперь..

(no subject)

Date: 2014-06-18 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] achtungslos.livejournal.com
Раньше были динозавры, теперь - просто пресмыкающиеся.

(no subject)

From: [identity profile] alexander volkov - Date: 2014-06-18 07:08 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] australiano.livejournal.com - Date: 2014-06-18 09:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2014-06-18 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] jazzylove2010.livejournal.com
Значит московский Майдан неизбежен!

(no subject)

Date: 2014-06-18 06:50 pm (UTC)
From: [identity profile] elikajune.livejournal.com
Майдан - не вариант для России. Это были длительные мирные протесты. Украинцы вообще медленно раскачиваются. Россия - страна Водолея, здесь все должно происходить внезапно и молниеносно. Так сценарий должен быть совершенно другой - это как взрыв, который все снесет и сразу. Как-то так. Но не Майдан, как у нас было.

(no subject)

Date: 2014-06-18 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] redheadrat.livejournal.com
Текст, который можно интерпретировать в любую сторону, но по крайней мере два тезиса достойны ученого и неоспоримы: о том что история учит и о том, что важно знать сухие факты в первую очередь.

(no subject)

Date: 2014-06-18 03:40 pm (UTC)
From: [identity profile] silva-silva.livejournal.com
+100500

(no subject)

From: [identity profile] quien-sabe.livejournal.com - Date: 2014-06-18 04:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] redheadrat.livejournal.com - Date: 2014-06-18 04:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com - Date: 2014-06-18 05:17 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] terriblefloater.livejournal.com - Date: 2014-06-20 03:25 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] zveriozha.livejournal.com - Date: 2014-06-20 07:18 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] terriblefloater.livejournal.com - Date: 2014-06-20 07:28 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] choo-kotka.livejournal.com - Date: 2014-06-18 09:02 pm (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2014-06-18 03:38 pm (UTC)
From: [identity profile] tory-goodwin.livejournal.com
все-таки поразительное по идиотизму время мы застали, "слово держат идиоты"...
не каждому поколению и населению так везет. эта прививка глупости будет весьма болезненной, зато иммунитет должен быть потом ну очень стойким. ну если переживем этот ядовитый впрыск, конечно.
Если есть чем гордиться - будем гордиться, если скажут "поражение" - не будем))

срам

Date: 2014-06-18 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] kordato.livejournal.com
Боже! Какое позорище! Этот дядька при Истории декан и не где-то,в МГУ!

Re: срам

Date: 2014-06-18 05:08 pm (UTC)
From: [identity profile] antirobot-idiot.livejournal.com
МГУ уже давно помойка, ну а чего еще от него ждать когда Садовничий славится своим антисемитизмом и Дугин его профессором является
Edited Date: 2014-06-18 05:09 pm (UTC)

Re: срам

From: [identity profile] pvt-kelly.livejournal.com - Date: 2014-06-22 06:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2014-06-18 03:54 pm (UTC)
From: [identity profile] achtungslos.livejournal.com
История как раз учит — но тех, кто хочет учиться. Люди, которые не желают извлекать уроков из истории, допускают майданы.
Хорошее такое предупреждение для российского президента получилось. Завуалированное, но хорошее. А то до сих пор только оппозиционные публицисты пытались объяснить народу, чем обычно заканчивается правление "национальных лидеров", подобных Путину.

(no subject)

Date: 2014-06-18 04:05 pm (UTC)
From: [identity profile] al-dyn.livejournal.com
Я вот тоже именно так склонен интерпретировать.

(no subject)

From: [identity profile] typing-device.livejournal.com - Date: 2014-06-18 04:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] irina kotipalo - Date: 2014-06-18 04:37 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] choo-kotka.livejournal.com - Date: 2014-06-18 09:26 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] Владимир Френкель - Date: 2014-06-19 06:24 am (UTC) - Expand

(no subject)

Date: 2014-06-18 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] poll59.livejournal.com
надеюсь, что хоть он в руководстве мгу правильно умеет считать проценты

(no subject)

Date: 2014-06-18 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] alex-vergin.livejournal.com
Это стандартный либеральный намек на революцию, грозящую правителям, задерживающим необходимые перемены. Но самое забавное, что Карпов перепутал Ключевского с Гегелем; Ключевский как раз оспаривал тезис Гегеля о том, что история учит только тому, что ничему не учит; история, говорил Ключевский, не учит, а поучает, наказывая за незнание уроков. Очевидно, что излишне долгое пребывание на административных должностях сказывается даже на таких эрудитах, как Сергей Павлович.

(no subject)

Date: 2014-06-18 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] mamoru23.livejournal.com
Я думаю это потому что "Гегель«, немец, иностранец, а слово иностранное в настоящее время лучше в РФ не использовать, а тем паче ссылаться, а «Ключевский«-русский. Сейчас курс на русификацию:)) Шучу. Хотя как знать..))

(no subject)

From: [identity profile] garwuf.livejournal.com - Date: 2014-06-18 09:35 pm (UTC) - Expand
.
Но правительство (государь) и олигархи (собственнки) должны уметь услышать, что говорят на майдане, а если не слышат, игнорируют, или подавляют - тогда бунт, кровавый и беспощадный или упадок города-государства и вторжение каких-нибудь цивилизаторов или барбарианцев.
From: [identity profile] irina kotipalo (from livejournal.com)
Желательно несколько раньше чем на Майлане

(no subject)

Date: 2014-06-18 04:14 pm (UTC)
From: [identity profile] oubique.livejournal.com
Академик, хуле.

(no subject)

Date: 2014-06-18 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] xaxa.livejournal.com
Заблестели глазки, порозовело личико.
Ах, не знала глупая, что это только кличка.(с)

(no subject)

Date: 2014-06-18 04:23 pm (UTC)
From: [identity profile] sted-ats-02.livejournal.com
Ну, "майдан", положим - не самое страшное в жизни государства, это как тяжелая хирургическая операция, после которой может наступить и полное выздоровление. Конечно, государства, ведущие "здоровый и правильный образ жизни", до этого свой "государственный организм" не доводят. Как правило. Но вот бывает в жизни государств нечто (к сожалению, затрудняюсь подобрать правильное слово определение этому "нечто"), что точно его сводит с неизбежностью в могилу. Тут уже даже никакой "майдан" помочь не сможет. Боюсь, что при помощи советов таких "академиков РАН" и иже с ним, наше государство может загнуться быстрее чем при любом "майдане".

(no subject)

Date: 2014-06-18 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] marcuss-ivin.livejournal.com
История - это доказательство легитимности текущей власти. Наука о прошлом называется Хронология.

(no subject)

Date: 2014-06-18 04:29 pm (UTC)
From: [identity profile] vadimd74.livejournal.com
Да как можно верить русским историкам если писать историческую ложь заложено у них в крови.
Вот прям сейчас мы живем в исторический момент,- но история эта будет у нас украинцев и во всем мире одна, а русские все переврут и напишут как им выгодно.

(no subject)

Date: 2014-06-18 06:31 pm (UTC)
From: [identity profile] xaxa.livejournal.com
в сознании россиян - краткий курс истории ВКП(б) накрепко вбит

(no subject)

Date: 2014-06-18 04:34 pm (UTC)
From: [identity profile] white-bars.livejournal.com
> Из интервью с деканом исторического факультета МГУ, академиком РАН Сергеем КАРПОВЫМ

Академик чего, простите? РАН? Она еще типа жива?..

(no subject)

Date: 2014-06-18 04:37 pm (UTC)
From: [identity profile] rassvet45.livejournal.com
Как специалист Карпов - настоящий, очень толковый историк. Кстати, и по до-российской истории Крыма (византийской и генуэзской) прекрасный знаток. Как бы там ни было.

(no subject)

Date: 2014-06-18 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] avmalgin.livejournal.com
Он еще и по-итальянски говорит.

(no subject)

Date: 2014-06-18 04:44 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeyross.livejournal.com
В 1934 убили Кирова и началось переписывание истории и первые массовые репрессии
Edited Date: 2014-06-18 04:46 pm (UTC)

(no subject)

Date: 2014-06-18 09:22 pm (UTC)
From: [identity profile] vik-kis.livejournal.com
Они историю с самого начала переписывали. У большевиков была "двойная бухгалтерия" - официальное делопроизводство фиксировало одно, по "своим каналам" шло совсем иное. Многие указы давались только устно - что в Империи было немыслимо. Хотя там тоже любили историю как следует переписывать - взять хотя бы Екатерину, которая сделала из мужа идиота, при этом все его заслуги (вроде вольности дворянству) приписав себе.

(no subject)

Date: 2014-06-18 04:46 pm (UTC)
From: [identity profile] ivassiliev.livejournal.com
Да уж, в 1934 году был интересный подход к изучению истории. Убрать людей, которые знают правду, а оставшихся заставить выучить новую версию Краткого Курса ВКП(б) - вполне в духе современности. Надо полагать, и другие методы 30-х годов по предотвращению майдана возьмут на вооружение?

(no subject)

Date: 2014-06-18 06:37 pm (UTC)
From: [identity profile] xaxa.livejournal.com
началось с 1917,с почты,телеграфа,закрытия газет
Page 1 of 2 << [1] [2] >>